ФАС не сдается


После того как Федеральную антимонопольную службу (ФАС) возглавил Игорь Артемьев, чиновники стали бороться с ограничениями конкуренции гораздо активнее, чем в предыдущие 10 лет. Например, в октябре ФАС обязала “Евроцемент груп” перечислить в федеральный бюджет 1,9 млрд руб. – доход, полученный за счет монопольного увеличения цен с июня по ноябрь этого года. А в скором времени под пристальное внимание антимонопольной службы могут попасть почти все крупнейшие российские компании. Летом Госдума одобрила в первом чтении новый закон о конкуренции, который вместо определения “компания-монополист” оперирует понятием “доминирующая” компания. К последним относится каждая из трех компаний, в совокупности контролирующих более 50% рынка, или каждая из пяти компаний, контролирующих 70% рынка. Таким предприятиям запрещается навязывать невыгодные условия договора своим контрагентам, устанавливать монопольно высокую цену, сокращать производство товаров, на которые есть спрос, и дифференцировать цены в зависимости от покупателя.

Еще до того как ФАС внесла свой законопроект в правительство, представители крупных компаний требовали серьезно его переписать (в первую очередь бизнесменов не устраивало определение “доминирующей” компании). Администрации президента законопроект тоже не понравился – во всяком случае, Кремль дважды писал отрицательное заключение на его текст. В последнем письме на имя спикера Госдумы Бориса Грызлова Владимир Путин написал, что закон не способствует преодолению коррупции и созданию благоприятного инвестклимата.

Как стало известно “Ведомостям”, антимонопольная служба уже согласовала с министерствами правительственные поправки ко второму чтению законопроекта, которые призваны устранить замечания Путина. Как того и требовал президент, чиновники предлагают исключить из потенциально доминирующих те компании, доля которых на рынке не превышает 10%. Не нужно будет согласовывать с ФАС приобретение компаний стоимостью меньше 150 млн руб. Кроме того, ФАС предлагает наделить себя правом выдавать условное разрешение на совершение крупной сделки. “Сейчас у нас лишь две опции – запретить сделку или разрешить ее, например, выставив поведенческие условия, но компании часто игнорировали их, – рассказывает начальник аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич. – Теперь появится возможность ставить предварительные условия, выполнение которых будет означать согласование сделки”. По словам чиновника, именно по этому принципу работает большинство антимонопольных служб в развитых странах. “Мы сможем сказать компании: продайте один из своих брэндов либо заводов и сразу получите разрешение”, – поясняет Сушкевич.

“Нас подготовленные Артемьевым поправки устраивают”, – признается чиновник администрации президента. В Думе к ним тоже относятся положительно. По словам председателя думского комитета по экономической политике Валерия Драганова, депутаты подготовили много поправок, но “в подавляющем большинстве” они пересекаются с президентскими пожеланиями, поэтому правительственный вариант поправок “будет одобрен”. Недоволен лишь крупный бизнес. “Так можно загубить бизнес, – вздыхает совладелец “Вимм-Билль-Данна” Давид Якобашвили. – Когда три компании контролируют 50% рынка, это самая настоящая конкуренция”. По его словам, новый закон не стимулирует развитие компаний: “Он как будто призывает вовремя остановиться, продать все и увезти деньги за рубеж”. “Небольшие претензии постепенно снимаются, но главные вопросы остаются”, – разводит руками сотрудник РСПП.