ИНТЕРВЬЮ: Дэвид Хейнс, председатель совета директоров “Вымпелкома”


Конфликт между акционерами сотового оператора “Вымпелком” перешел в новую стадию. Норвежский Telenor, владеющий 26,6% акций компании, так и не сумел добиться отмены сделки по приобретению “Вымпелкомом” сотовой компании “Украинские радиосистемы” (УРС) за $231,3 млн. Ради предотвращения этой сделки Telenor даже пытался подать иск в один из американских судов против акционеров “Вымпелкома”, представляющих интересы “Альфа-групп” (им принадлежит 32,9% акций компании). В Telenor полагают, что сделка экономически неэффективна: УРС – убыточная компания, и она имеет всего лишь около 140 000 абонентов из 23 млн украинцев, пользующихся мобильными телефонами. Тем не менее благодаря поддержке, полученной на внеочередном собрании акционеров у миноритариев, “Вымпелком” сумел завершить сделку в начале ноября и теперь строит планы по превращению УРС в крупного и прибыльного оператора.

Потерпев неудачу, норвежцы теперь пытаются усилить контроль над управлением “Вымпелкомом”, рыночная капитализация которого превышает $9 млрд. В середине ноября Telenor выпустил заявление для прессы, в котором обвинил “Альфа-групп” в нарушении соглашения акционеров. Вопреки этому соглашению “Альфа” в июне номинировала в совет директоров компании на одного человека больше, чем Telenor, – пять вместо четырех. Если стороны не договорятся полюбовно, Telenor грозит “Альфе” судебным разбирательством. Избранный на июньском собрании акционеров в совет директоров компании Дэвид Хейнс признается, что “разногласия, конечно, не помогают” компании. В интервью “Ведомостям” Хейнс рассказал, почему он тем не менее настроен оптимистично.

– Вы были избраны в совет директоров “Вымпелкома” в июне. Каким образом вы получили предложение войти в совет и почему согласились принять его?

– Предложение войти в совет директоров “Вымпелкома” ко мне поступило примерно полтора года назад. Тогда я работал директором по маркетингу Vodafone Group. Предложение прийти в “Вымпелком” я принял с радостью. До этого я уже успел три года поработать в России – в середине 90-х я помогал создавать здесь представительство компании Mars. В то время я изъездил всю Россию, побывал в других странах СНГ, познакомился с людьми. Я всегда считал, что стоит выйти из офиса – и убедишься, что Россия – замечательная страна с прекрасными людьми. Вот я и решил воспользоваться представившейся возможностью совместить уже имевшийся у меня опыт работы в СНГ с опытом работы в телекоммуникационном бизнесе.

– Какие основные цели, по вашему мнению, стоят сейчас перед советом директоров “Вымпелкома”?

– “Вымпелком” оказывает востребованные услуги, у него чудесные, преданные делу сотрудники, мощный брэнд, он присутствует в большинстве регионов страны. У компании ясная и сфокусированная стратегия развития. И главная задача совета директоров – помогать менеджменту претворять эту стратегию в жизнь.

– Поскольку вы прежде работали в Vodafone, у вас есть возможность сравнить “Вымпелком” с крупнейшим сотовым оператором мира. В чем разница?

– На самом деле их трудно сравнивать, компании очень разные. Могу лишь еще раз сказать, что “Вымпелком” – отличная компания, у нее хорошая, развитая сеть, а брэнд, который компания обновила этой весной, недавно был признан [экспертами из Interbrand Group] брэндом номер один в России. И наша задача как совета директоров – повышать стоимость компании в интересах всех ее акционеров.

– А насколько российский сотовый рынок отличается от зарубежных – например, от европейского?

– Есть ряд сходств и много различий. Ни один сотовый рынок в мире не развивается в таких условиях, как рынки стран СНГ. Мы изучаем конкретный опыт рынков конкретных стран, но ни один рынок не отражает в полной мере ситуацию, которая складывается в России. Поэтому “Вымпелком” что-то заимствует из опыта Южной Европы, что-то – из Северной, что-то – из Азии, что-то – из Северной Америки, а затем комбинирует все это. При этом надо иметь в виду, что даже в Европе нет единого рынка. Британский сотовый рынок, например, совсем не похож на итальянский: в Англии операторы больше всего внимания уделяют обслуживанию бизнеса, а в Италии – ориентируются на молодежь. В Германии тоже все по-своему, и в Скандинавии тоже. Мы анализируем все эти особенности и используем то, что способно повысить акционерную стоимость “Вымпелкома”.

– “Вымпелком” купил компанию “Украинские радиосистемы” (УРС), несмотря на несогласие одного из своих акционеров – норвежского Telenor. Как вы лично относитесь к этой сделке, считаете ли ее шагом в верном направлении?

– Менеджмент “Вымпелкома” был убежден, что украинская сделка повысит стоимость компании в интересах всех ее акционеров. Мы получили два независимых мнения на этот счет от крупных инвестиционных банков, и они были согласны с позицией менеджмента. К тому же 89% миноритарных акционеров “Вымпелкома”, которые участвовали в голосовании по сделке, эту сделку поддержали. Да и совет директоров большинством голосов одобрил покупку УРС.

– Тем не менее Telenor по-прежнему против выхода “Вымпелкома” на Украину через покупку УРС. Он утверждает, что менеджмент компании не имел права совершать покупку, не заручившись согласием восьми членов совета директоров из девяти существующих. А такого согласия ведь не было?

– Когда члены совета директоров “Вымпелкома” входят в комнату, где должно состояться заседание совета, их главная обязанность – действовать в интересах “Вымпелкома”. И нам очень повезло: несмотря на все дискуссии, которые сейчас идут, все директора – очень компетентные, квалифицированные люди. У компании есть два стратегических инвестора, есть миноритарные акционеры, которые приобрели акции на публичном рынке, – и приходится признать, что время от времени в совете могут возникать споры. Это неизбежная часть работы директоров. Но мы преодолеем разногласия.

– Вы верите, что “Альфа-групп” и Telenor сумеют разрешить свой конфликт полюбовно?

– Моя обязанность как председателя совета директоров – работать со всеми директорами и совместно находить решения, которые устраивали бы всех акционеров.

– Недавно Telenor припомнил “Альфе” нарушение соглашения акционеров “Вымпелкома”. “Альфа” выдвинула пять кандидатов в совет директоров, хотя имела право номинировать лишь четверых. Согласны ли вы с тем, что “Альфа” действовала в обход соглашения?

– Я не вправе комментировать действия акционеров. Могу сказать лишь одно – в совет избраны очень ответственные люди. И я уверен, они постараются найти решение проблемы.

– Может быть, “Вымпелкому” стоило бы иметь больше независимых директоров в совете – чтобы избегать конфликтов интересов?

– Я думаю, что нынешний состав совета, в котором присутствуют и представители акционеров, и независимые директора, удачен. Не хочу вдаваться в рассуждения о том, сколько независимых директоров должно быть в идеале – больше или меньше. Но они должны быть – для компании очень важно, чтобы в ее совете были независимые члены, действующие в интересах всех акционеров. Я знаю, о чем говорю, поскольку сам выступаю как независимый директор. Но хотел бы подчеркнуть еще раз: все директора “Вымпелкома” – настоящие профессионалы.

– Как по-вашему, отражаются ли разногласия акционеров на деятельности “Вымпелкома”?

– С операционной точки зрения – нет. Разногласия, конечно, не помогают, но и менеджмент, и остальные сотрудники “Вымпелкома” исполняют одобренную акционерами стратегию, и достигнутые компанией результаты подтверждают, что они замечательно справляются с этой работой. Цифры – самая справедливая оценка того, как развивается компания.

– В России давно ожидают прихода на наш рынок кого-либо из мировых гигантов сотовой индустрии. Когда, по вашему мнению, это произойдет?

– Не буду строить прогнозы по поводу будущего “Вымпелкома”: моя задача – реализовать стратегию компании, а не рассуждать о том, что может или не может произойти. Если же говорить отстраненно, то, конечно, сотовый рынок СНГ является привлекательным. Хотя есть в мире и другие рынки, где пока не присутствуют многие крупные игроки. Мое личное мнение – рынок продолжит консолидироваться. Это касается не только России. Если взглянуть на тенденции последних пяти-шести лет, мы увидим, что основная из них – это объединение участников рынка. Возьмите хотя бы недавнюю покупку британского сотового оператора О2, совершенную испанской Telefonica. Еще четыре года назад никто и представить себе не мог, что Telefonica окажется способной совершить такую крупную сделку, и тем не менее это произошло. Не думаю, что объединение будет происходить очень быстро – скорее всего, это займет десятилетия, а не годы.

– Участники российского сотового рынка стремятся не только в СНГ, но и за его пределы. Например, “Альфа-групп” и АФК “Система” готовятся купить двух крупнейших операторов сотовой связи в Турции. Как вам кажется, есть у российских инвесторов шанс закрепиться в Европе или, скажем, в Азии?

– Мы все любим вспоминать истории успеха, но часто забываем истории не столь успешные. Все говорят о Telefonica, купившей O2, не вспоминая о том, как та же самая Telefonica когда-то потратила огромные деньги на приобретение лицензий на услуги связи “третьего поколения” (3G) в Германии. В общем, конечно, Европа выглядит привлекательным рынком, но всегда надо помнить не только о возможностях, но и о рисках. Отдельные возможности имеются, но в целом, мне кажется, стоит проявлять осторожность. Что касается “Вымпелкома”, его стратегия вполне прозрачна и пока предусматривает лишь выход на рынки стран СНГ. Может, когда-нибудь она изменится, а может быть, и нет. Это предстоит решить совету директоров в будущем.

– Расскажите немного о компании Grohe, которую вы возглавляете. Чем она занимается?

– Grohe Water Technology – частная компания со штаб-квартирой в Германии, один из лидеров в производстве оборудования для ванных комнат. Компанию основала примерно 70 лет назад семья Грое, а сейчас наш годовой оборот приближается к 1 млрд евро. Мы присутствуем по всему миру, в том числе и в России. Примерно полтора года назад акции компании были выкуплены консорциумом инвесторов во главе с Texas Pacific Group и CSFB Private Equity. Я сам тоже выступал одним из инвесторов и вложил в компанию свои средства. С тех пор я являюсь акционером и главным исполнительным директором Grohe. Это очень интересный бизнес, и к тому же приятно управлять компанией, которой сам владеешь. Это совсем не то же самое, что работать наемным менеджером.