ВОПРОС ДНЯ: Зачем Фрадкову столько полномочий?


Природа власти предполагает максимизацию власти. Естественно, Фрадков хочет расширить контроль за деятельностью подведомственного кабинета. Это особенно актуально в условиях, когда появляются два вице-премьера, наделенные доверием президента и рассматриваемые экспертами как возможные преемники. Естественно, Фрадков, амбициозный политик, не хочет играть роль декорации.

Вячеслав Никонов, президент фонда “Политика”

Нет никакого укрепления Фрадкова. Просто некоторое время идет укрепление правительства и перераспределение полномочий в нем в ожидании, когда его возглавит Путин. Недаром все чаще пиарят правительство, недаром “Единая Россия” бьется, чтобы получить большинство в региональных парламентах. На мой взгляд, готовится такая схема: Путин возглавит правящую партию, а после этого станет премьер-министром. Но для этого премьеру надо заранее дать как можно больше полномочий.

Ольга Крыштановская, руководитель сектора изучения элиты Института социологии РАН

Фрадков делает то, что сделал бы любой нормальный человек на его месте, исходя из инстинкта самосохранения. Фрадков и так рассматривается как технический премьер. Он страхуется, чтобы из-под него не вытащили слишком много властных полномочий. Заодно он пытается избавиться от хаоса в кабинете министров. Управляемость нашего правительства крайне низка. То, что в Кремле звучит как “исполнить срочно и немедленно”, может быть положено под сукно уже на двух властных уровнях ниже. Фрадков с помощью замов пытается выполнить роль шунтирующего зонда, чтобы обеспечить кровоток.

Александр Коновалов, президент Института стратегических оценок, политолог

Фрадкову надо чем-то компенсировать свое явное ослабление. Наглядный пример: вчера, когда под председательством президента проходил Совет по национальным проектам, Фрадков в это время в Ижевске испытывал автоматы. Если принять версию, что Медведев и Иванов – два соревнующихся преемника, что выгодно Фрадкову? Взять внутри правительства ресурсы и потом предложить их на каком-то этапе тому, кто вырвется вперед.

Валерий Островский, политолог, Санкт-Петербург

Прежде всего Фрадков не хочет быть зиц-председателем Фунтом. Пусть он и временный, но роль премьера отыграть собирается серьезно. Вдобавок он понимает: в случае ошибочных решений отвечать придется ему. Поэтому и расставляет барьеры между собой и министрами. Во-вторых, Фрадков делает задел на будущее. Как мы видим по Кириенко, бывших премьеров не бывает, как и бывших чекистов. Фрадков на пенсию явно не торопится, видимо, желая продолжить работу на высших постах. И демонстрация того, что правительство находится под его контролем, в этом смысле очень важна.

Сергей Кочеров, политолог, Нижний Новгород, редактор сайта polit.nnov.ru