Две головы лучше


“Этот метод надо применять с умом”, – говорит Микеланджело Волпи, старший вице-президент компании Cisco, крупнейшего производителя компьютерного сетевого оборудования. В течение двух с половиной лет Волпи делил в Cisco должность главы группы маршрутизации с инженером Премом Джейном. Волпи по образованию тоже инженер, но долгое время занимался развитием бизнеса. “Мы дополняли друг друга, – говорит Волпи. – Я научился у Према всему, что он знал, а он у меня”. По мнению Роберта Бергелмана, профессора Стэнфордской школы бизнеса, нет ничего удивительного в том, что технологические компании часто используют метод “два в одном”, так как в этом бизнесе от руководителя требуются и технические, и деловые навыки. “Одному человеку трудно справиться со всеми ситуациями, связанными с развитием технологий, – говорит Бергелман. – Если у вас есть пара менеджеров, навыки одного из которых дополняют навыки другого, у вас меньше шансов совершить крупную ошибку”.

Метод “два в одном” применяется не только в технологических компаниях. В инвестиционном банке Goldman Sachs давно существует опыт соруководства на всех уровнях, в том числе и высшем. Четырьмя крупнейшими подразделениями банка руководят по два человека или более. Этот метод применяется в Goldman настолько часто, что компания предлагает услуги по проведению тренингов на тему совместного руководства. Борис Гройсберг, профессор Гарвардской школы бизнеса, говорит, что в Goldman метод “два в одном” работает, поскольку он интегрирован в корпоративную стратегию и культуру вместе с другими элементами, в том числе заработной платой и продвижением по служебной лестнице. По его словам, эту технику довольно трудно применять: “Если вы просто поставите рядом двух руководителей, вы скорее ухудшите работу, чем улучшите”.

Подобные приемы используются и в России. Елена Мясникова, ныне директор издательского дома Independent Media Sanoma Magazines, и Эллен Фербеек, нынешний шеф-редактор изданий группы Cosmopolitan, более 10 лет вдвоем возглавляли журнал Cosmopolitan. “С момента образования мы обе получили статус главного редактора, одни и те же полномочия и одинаковую ответственность, – вспоминает Мясникова. – Около трех месяцев мы привыкали к тому, что рядом есть человек, который высказывает мнение, аргументированно отстаивает его. Откровенно говоря, было нелегко принять мысль, что твоя напарница знает что-то не хуже тебя, а порой и лучше”. Мясникова признается, что две уверенные, а временами и самоуверенные деловые женщины учились идти на компромисс: “И, надо сказать, нам это удавалось. Если мне нравилась обложка с преобладанием зеленого цвета, а ей – голубого, то мы искали третий вариант цветовой гаммы до тех пор, пока не находили тот, который по душе обеим”. И вряд ли это можно было считать уступками – главные редакторы журнала руководствовались бизнес-логикой: свои пристрастия они проецировали на аудиторию. “Кому-то из наших читательниц могла приглянуться зеленая обложка, а кому-то – голубая; если мы создаем нечто третье, что привлекает и меня, и мою коллегу, то, несомненно, увеличиваем аудиторию номера”, – говорит Мясникова. По ее словам, за 10 лет совместного сотрудничества не возникало ни малейшего желания захватить всю власть в свои руки. “Когда нужно каждый месяц выдавать 400 страниц глянца, то работы хватает на всех, – уверена Мясникова. – Тем более что постоянно возникали ситуации, когда одна из нас уезжала в командировки, ходила на встречи. А ведь никто лучше не заменит главного редактора, нежели другой главный редактор”.

Довольно скоро установились негласные правила. Например, когда оба главреда на месте, то проблемы обсуждались коллегиально. Если же кто-то отсутствует, то решение принимает один главный редактор, а второй – даже при желании покритиковать – соглашается. “Между нами может возникнуть дискуссия, но о ней не узнают окружающие”, – добавляет Мясникова.

Именно в тандеме два главных редактора могут решать практические вопросы, допустим, отстоять позицию перед издателем, который “обычно намерен сократить бюджет или что-то в этом духе”. “Вот к нему идет один главред, потом второй, знаете, мало кто выдержит такое. Брали измором”, – шутит Мясникова. Впрочем, были сферы, в которых кто-то оказывался сильнее, отмечает Мясникова: “Например, для меня это знание русского языка. А для Эллен – вопросы макияжа и стиля. Если я делала замечания по тексту, то они не обсуждались. А Эллен могла компетентно заявить, что в этом сезоне “глаза так не подводят”, и я даже не пыталась спорить”.

Александр Глушков, владелец и президент компании “Моне” (сеть салонов красоты), полгода назад решил нанять для развития бизнеса сразу двух директоров на одну позицию. “Рынок развивается бурно, один человек не может заниматься одновременно стратегией и тактикой. А за счет соперничества можно повысить их индивидуальную эффективность”, – полагает он. (Использованы материалы WSJ.)