Грефу мало 1,3 трлн руб.


Заседанию комиссии по бюджетным проектировкам предшествовала долгая переписка Грефа и Кудрина. Первый убеждал в необходимости существенно скорректировать финплан на 2006–2008 гг., внесенный в Думу в августе вместе с проектом бюджета-2006. Объем инвестиций в 2006 г. составлял 489,8 млрд руб., в 2007 г. – 402,7 млрд руб., в 2008 г. – 418,8 млрд руб. Греф предлагал направить дополнительные доходы бюджета от сверхвысоких нефтяных цен на финансирование федеральных целевых программ (ФЦП) и инвестпроектов вне программы. В пояснительной записке на имя Фрадкова, представленной ко вчерашнему заседанию комиссии, Минэкономразвития просило пересмотреть финплан, выделив 750,4 млрд руб. на 2007 г. и 782,5 млрд руб. на 2008 г. Значительное увеличение бюджетных средств связано с разработкой новых ФЦП, уточнением действующих программ и многочисленными поручениями президента и правительства уже после того, как одобрена финансовая трехлетка, поясняет в документе Греф. А чтобы заявка прозвучала весомее, Минэкономразвития повысило прогноз нефтяных цен с $40 до $45 за баррель в 2006 г. и с $35 до $40 за баррель в 2007–2008 гг.

“Сумбур вместо музыки” – так охарактеризовал ход комиссии один из ее участников. По его словам, спор Грефа и Кудрина свелся к тому, соответствуют ли нормативным актам претензии министра экономразвития на немедленную корректировку финплана. Греф, по свидетельству другого участника, сказал, что “более отвратительного финплана он не видел”. Обиженный Кудрин потребовал создать спецкомиссию, чтобы рассудить, кто прав. “Чего там, давайте уж сразу в прокуратуру”, – съязвил Фрадков. Он упрекнул обоих за плохое взаимодействие, а обращаясь персонально к Грефу, добавил: “Если так [медленно] работать с ФЦП, вы всегда будете плестись в фарватере Минфина”. Премьер поручил Кудрину представить в январе проект финплана на 2007–2009 гг.

Разговор не дошел до содержательной стадии, сетует чиновник правительства. Хотя для обоснования инвестиционных запросов Минэкономразвития представило в комиссию перечень программ и непрограммных проектов. Предлагается профинансировать в 2007 г. 51 ФЦП на 494,2 млрд руб., а в 2008 г. – 49 ФЦП на 507,6 млрд руб. Национальные проекты президента потребовали увеличения расходов на ФЦП, связанные с ипотекой, здравоохранением, образованием и селом. Существенно должны возрасти траты на уничтожение химоружия и повышение безопасности дорожного движения. Из записки Грефа следует, что поручения президента и правительства не позволяют поместиться в прежний финплан. Придется, например, включить в перечень программы, для которых еще не дописаны концепции: развитие Сочи, восстановление Чечни, система биологической и химической безопасности. Предлагается также финансировать морской пассажирский терминал в Петербурге, завершить первую очередь железнодорожного и паромного комплекса в порту Усть-Луга, построить кольцевую автодорогу вокруг Петербурга, трассы Чита – Хабаровск и “Дон”.

Помимо ФЦП должны возрасти расходы на инвестпроекты вне программ – 125,5 млрд руб. в 2007 г. и 136,5 млрд руб. в 2008 г., что опять же связано с реализацией национальных проектов – строительством центров высоких медицинских технологий в Москве, Санкт-Петербурге, Беслане, Волжском. Цена дополнительных поручений, по прикидкам чиновника правительства, – 140–160 млрд руб. “Без таких вбросов финплан действительно был бы стабильным и перспективным”, – замечает он. Другой чиновник считает, что Греф прав, упрекая Кудрина в занижении реальных доходов, чтобы сформировать консервативный финплан, а Кудрин прав в том, что не все предлагаемые инвестиции обязательно финансировать из бюджета. “Непонятно, почему под программу “Леса России” (на 20,8 млрд руб. – “Ведомости”) нельзя привлечь частных инвесторов”, – недоумевает подчиненный Кудрина. Получить комментарий в Минэкономразвития вчера не удалось.

“Скользящий” финплан в настоящее время неизбежен, считает замдиректора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев. Новые проекты возникают на фоне растущих доходов и “Греф правильно делает, что поднимает планку инвестиций”, полагает он. По мнению эксперта Центра политических технологий Никиты Масленникова, Греф, понимая, что на шальные нефтяные доходы все равно найдутся охотники, решил ввести неконтролируемый лоббизм в рациональные рамки. А руководитель экспертного управления президента Аркадий Дворкович высказался дипломатично: “Не стоит полагаться на благоприятную нефтяную конъюнктуру. Мы должны жить по средствам независимо от того, инвестиционные это расходы или текущие”.