Декада денег


Быстрее всего закончились места на самолеты, вылетающие 2–4 января. По словам Чувилкиной, дефицит появился еще осенью. Пассажиропоток увеличился по сравнению с прошлогодним сезоном на 20–30% – таковы оценки аэропортов “Внуково”, “Домодедово”, авиакомпаний “Сибирь” и KrasAir. “Пулково” подготовило 45 дополнительных рейсов по самым популярным маршрутам – Мюнхен, Париж, Лондон, Прага. KrasAir и “Аэрофлот” также расширили регулярное расписание.

“Бизнесмены всегда спешили заработать перед Новым годом, а первую декаду января считали мертвым сезоном”, – говорит Игорь Поляков, ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа. Но в последние два года эксперты отмечают любопытную тенденцию: сокращается разница между уровнями потребления товаров и услуг в декабре и январе. Поляков считает, что изменение ситуации связано как с ростом реальных доходов населения (по итогам 2001 г. рост составил 8,8%, а за 2005 г. превысил 10%), так и с появившимся в январе свободным временем.

Тем более что в отличие от прошлого года о том, что период с 31 декабря по 9 января – нерабочий, было известно задолго. Поэтому, в частности, туристическая индустрия оказалась готова к росту спроса. В топ-10 самых популярных зимних направлений входят Египет, Юго-Восточная Азия (Таиланд, остров Бали), Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), горнолыжные курорты и европейские столицы. Зураб Джапарашвили, начальник отдела бронирования “Тез-тур”, говорит, что спрос на “новогодний” Египет в его компании в этом году вырос на 20%, Таиланд – на 50%. Замгендиректора по PR “Натали-турс” Татьяна Чувилкина констатирует “колоссальный рост спроса на ОАЭ” – 194%. “Причем в первую очередь продаются самые дорогие отели по цене от $500 за номер в сутки”, – уточняет она. Значительный рост – на горнолыжных направлениях. Андрей Шмельков, директор по развитию и маркетингу “ВКО Тревел”, говорит, что интерес россиян к горнолыжным курортам Франции увеличился на 50%, Андорры и Австрии – на 30%. По-прежнему популярны новогодние туры в европейские столицы. “Продажи этих направлений в нашей компании выросли на 40%”, – говорит Светлана Куркович, начальник отдела маркетинга “Инна-тур”.

В новогодние дни “Домодедово” приняло 560 000 человек, что на 22% больше аналогичного периода 2005 г. Количество рейсов увеличилось на 14% до 5500. Пассажиропоток в Бангкок вырос более чем в 10 раз, в Куала-Лумпур – в 4,5 раза, в Ханой – в два раза, в города Италии – в 2,5 раза, на альпийские горнолыжные курорты – в 1,5 раза. У авиаперевозчиков прибыль за этот период увеличилась в среднем на 40%, говорит Дмитрий Горин, генеральный директор “Инна-тур”. Вдвое подорожали билеты на наиболее востребованные направления. По словам Горина, билет Москва – Женева – Москва в непраздничную дату стоит $500, а в пиковую – $1100. Слетать из Москвы в Бангкок можно было за $1000 против обычных $570. “Все авиакомпании в мире в высокий сезон поднимают цены до 30%”, – отмечает Лев Кошляков, директор департамента по связям со СМИ “Аэрофлота”.

В кинотеатрах тоже подготовились к наплыву зрителей. “Мы сделали ставку на фильм “Дневной дозор”, дата его премьеры определялась с учетом грядущих выходных, – рассказывает Игорь Ильчук, генеральный директор управляющей компании “Каро фильм”. – Во время каникул стало больше киносеансов, как дневных – для семейного просмотра, так и вечерних – для молодежи. На 20% увеличили закупки попкорна и напитков, а для сотрудников пришлось ввести временный запрет на отпуска”. По словам Ильчука, число посещений превысило прогноз в 1,5 раза. Вместо ожидаемых 250 000 человек пришло 400 000. За 10 дней января 2006 г. в кино сходило почти на 20% больше москвичей, чем за аналогичный период 2005-го. Примерно на 20% выросли и доходы кинотеатров, считает Ильчук.

Но для розничной торговли праздники не стали знаковым периодом. “Торговля продуктами питания в январе идет примерно так же, как и в любом другом месяце. Появление десятидневных выходных никакого влияния на продажи не оказало. Небольшой спад объясняется тем, что люди перед праздниками всегда покупают лишнее”, – говорит Сергей Венедесюк, коммерческий директор группы компаний “Виктория”. По его мнению, то же самое можно сказать и о непродуктовой рознице, в которую появление праздников не внесло никаких существенных корректив. Гораздо более значимым для торговли оказался предпраздничный период. “В преддверии Нового года продажи вырастают в среднем на 60–70% от стандартного месяца”, – отмечает Венедесюк.