Ближе Харпа мест нет


Вчера ФСИН должна была представить документы, обосновывающие необходимость этапирования Лебедева в ЯНАО. Их суд запросил в ходе предварительных слушаний в конце декабря. Но ответчики смогли представить только письменные пояснения, в которых повторяются уже озвученные этой службой доводы об отсутствии мест в колониях, расположенных ближе к Москве, по крайней мере в тот момент, когда надо было принимать решение об этапировании осужденного. Ответчики сообщили, что колонии общего режима в Москве вообще нет, а исправительное учреждение Московской области так сильно нуждается в ремонте, что даже возникла необходимость вывезти оттуда “постояльцев”. При этом, поясняют тюремщики, они вынуждены учитывать наполнение колоний в регионах, а также “динамику изменения численности осужденных”, потому что если из Москвы всех отправлять в Рязанскую область, то там для своих места не останется. “Исходя из этого, – отмечается в документе, – ежемесячное направление порядка 700 осужденных из СИЗО Москвы и Московской области осуществляется более чем в 20 регионов”.

Адвокаты Лебедева этими пояснениями не удовлетворены. Трудно поверить, что среди этих 20 регионов не нашлось места ближе, чем Харп, отмечает адвокат Елена Липцер. Однако информация о занятости колоний является закрытой. “Мы рассчитываем, что решение обосновывается в документе, на основании которого производилось этапирование Лебедева в колонию поселка Харп”, – говорит адвокат.

Пока этой бумаги нет даже у представителей ФСИН: вчера они сообщили, что решение об этапировании находится в личном деле Лебедева и вместе с ним уехало в Харп. Еще в конце прошлого года в колонию направили просьбу выслать копию, но когда ее получат – неизвестно. “Мы не гарантируем работу почты”, – развел руками представитель службы.

Проблемы с доставкой корреспонденции обнаружились не только у пенитенциарной службы. Защитник Ходорковского Юрий Шмидт, который также обжаловал этапирование своего клиента в Читинскую область и намеревался просить суд об объединении двух дел, обнаружил исчезновение своего заявления. По его словам, жалоба была направлена в суд еще 10 января из Санкт-Петербурга специальной почтовой службой, однако ни в канцелярии, ни в экспедиции суда ее нет.

По мнению председателя Общественного совета при министре юстиции Валерия Борщева, изменить по суду место “прописки” Ходорковского и Лебедева вряд ли удастся. “ФСИН является формальным ответчиком, на самом деле ясно: решение о месте отбывания наказания руководителей ЮКОСа принималось в Кремле”, – убежден он. Однако в любом случае “всякое требование прозрачности, особенно в отношении таких закрытых структур, как наша пенитенциарная система, полезно”, – добавляет Борщев.