ИНТЕРВЬЮ: Хамзат Хасбулатов, президент McDonald’s в Восточной Европе


Визитка Хамзата Хасбулатова, президента корпорации McDonald’s в Восточной Европе, сделана по образу и подобию бигмака. Показав ее в любом российском ресторане компании, можно бесплатно получить этот сэндвич. Работая в российском “Макдоналдсе” с 1988 г., Хасбулатов научился убедительно говорить о пользе гамбургеров. Его преданность компании, знаменитой своим особым корпоративным духом, в прошлом году была отмечена: ему доверили руководство только что созданным восточноевропейским дивизионом американской корпорации. В интервью “Ведомостям” Хасбулатов рассказал, как передовой российский опыт будет внедряться в новых странах Евросоюза.

– Что изменилось в работе “Макдоналдс-Россия” после того, как вы стали руководить развитием компании еще и в Восточной Европе?

– Для “Макдоналдса” в России не изменилось практически ничего. Некоторые российские топ-менеджеры, работающие у нас уже 15 лет, получили дополнительные полномочия по координации работ в восточноевропейских странах. Для них это своеобразный рост. Структура европейского “Макдоналдса” в прошлом году была изменена: появилось четыре укрупненных дивизиона – западный, северный, южный и восточный. В этом есть свой резон. Страны Восточной Европы исторически имеют много общего: их экономика находится на схожем этапе развития, уровень доходов населения сопоставим, есть возможности для роста. Команды менеджеров, ранее управлявших развитием нашей компании на этих рынках, остались теми же. Моя задача – помогать им.

– Можно ли рассматривать ваше повышение в “Макдоналдсе” как признание успехов российского подразделения?

– Скорее всего да. Российская команда показывает очень хорошие результаты на протяжении последних 16 лет. Наша работа в России могла бы стать хорошим примером успешной работы в период сложных экономических реформ. Однако это не означает, что вся Восточная Европа будет учиться только у нас. Эффективность большой корпорации в том, что мы имеем возможность заимствовать хорошие инициативы, придуманные в других странах. Такие программы, как “МакАвто”, “МакКафе”, “Завтраки”, были реализованы в Северной Европе и Австралии, а теперь успешно адаптированы у нас. Новые интерьеры, разработанные во Франции, внедряются по всей Европе. Мы будем применять в России производственные технологии, разработанные на Украине, методы управления персоналом, существующие в Румынии. Российские принципы обслуживания посетителей можно будет реализовывать в странах Балтии. Наше объединение – это хорошая возможность для более тесного контакта и обмена опытом.

– Уже есть примеры обмена?

– Мы решили, что принятые в России формы мерчандайзинга, т. е. оформление меню, общая презентация продукции, самые простые и понятные для покупателя. Их будут использовать на всех восточноевропейских рынках, чтобы у жителей, скажем, России, Украины и Прибалтики было единое представление о меню “Макдоналдса”. Кроме того, мы унифицируем сеть поставщиков и наше рекламное обслуживание, для того чтобы снизить издержки. Восточноевропейские страны работают с одним рекламным агентством – DDB. Это очень удобно – позволяет вырабатывать единые подходы к рекламе. Таких примеров будет очень много. Ведь мы только начали: восточноевропейская группа создана во второй половине прошлого года.

– Как компания растет в России?

– Наши темпы роста в последние годы составляют около 25%.

– Эту цифру вы называете уже много лет подряд. Как вам удается управлять темпами роста? Вы его иногда ограничиваете, а иногда подстегиваете?

– Нельзя сказать, что мы рост ограничиваем. Но для нас очень важно, чтобы он был качественным и не снижал наш уровень обслуживания. Конечно, темпы роста могут колебаться: в прошлом году мы выросли на 26%, а в 2004 г. – на 23%. Этот рост обеспечивается в соотношении примерно 50 на 50 за счет открытия новых ресторанов и роста выручки в уже открытых.

– А как “Макдоналдс” развивается в Восточной Европе?

– Весь восточноевропейский рынок для нас очень интересен. Здесь живут 300 млн человек – 35% всего населения Европы! Наши продажи во всех этих странах за прошлый год выросли на 10–20%. Как видите, по темпам роста Россия в лидерах. Главный козырь нашего рынка – огромные возможности по открытию новых ресторанов.

– А какой оборот у “Макдоналдса” в России, в Восточной Европе?

– “Макдоналдс” регулярно объявляет общий объем продаж и объемы продаж по регионам. Данные по отдельным странам – а мы работаем в 118 странах мира – не публикуются. В нашей работе важны темпы роста, количество посетителей. В 2005 г. в России мы обслужили 200 млн человек. Рестораны “Макдоналдс” в России самые посещаемые в мире. В среднем у нас на один ресторан приходится 1 млн посетителей. А в Западной Европе это показатель составляет около 300 000 человек в год.

– Сколько “Макдоналдс” инвестировал в Россию в минувшем году?

– Капитальные затраты на новое строительство и переоборудование ресторанов составили $50 млн. Мы открыли 20 новых ресторанов и переоборудовали 11 старых.

– Какие планы на этот год?

– Мы планируем открыть около 25 ресторанов – в Москве, Санкт-Петербурге и тех городах, где мы уже работаем. Плюс, возможно, мы откроемся в новых для себя регионах, например в Тюмени.

– А кроме новых ресторанов?

– Мы фокусируем свое внимание на расширении услуг. В прошлом году мы включили в свое меню завтраки, состоящие из 12–13 новых блюд, в том числе привычных для всех яиц, блинов. Эффект от введения завтраков превзошел наши ожидания, поэтому мы будем развивать эту программу дальше. Если до сих пор завтраки были только в наших московских и питерских ресторанах, на которые, правда, приходится 90% нашего бизнеса, то с этого года мы вводим их по всей стране. В России завтраки таят огромный потенциал для ресторанного бизнеса.

– Что значит “эффект превзошел ожидания”?

– Мы предлагаем завтраки уже почти год. За это время доля выручки в утренние часы увеличилась с 4% от дневного оборота до 6%. То есть рост составил 35%. По нашим данным, около 85% людей, которые хотели бы завтракать вне дома, в удобном месте и недорого, лишены такой возможности. Мы сейчас эту совершенно свободную нишу начинаем разрабатывать. Надеюсь, завтраки помогут нам привлечь посетителей в те часы, когда рестораны мало загружены. В США и Канаде, где завтраки входят в меню “Макдоналдса” уже много лет, их доля в дневном обороте составляет 15–20%. Так что нам есть к чему стремиться.

– Новые продукты появятся?

– Мы продолжим включать их в меню. В Европе у нас работает food-studio, которая собирает информацию о потребностях покупателей, разрабатывает новые продукты и внедряет их на одном из европейских рынков. Мы будем развивать наш другой успешный проект, начатый три года назад, – кофейни “МакКафе”. Сейчас в трех городах – Москве, Питере и Ярославле – работает около 20 кофеен. За год мы планируем добавить к ним не менее 15. Эта концепция поспособствует росту наших оборотов. Кроме того, летом мы начнем указывать на упаковке информацию об энергетической ценности наших блюд. Маркировка поможет посетителю сделать осознанный выбор.

– Это затратный проект?

– Точную цифру не могу назвать, но затраты будут большими. Могу привести пример. Наши работники на кухне носят одноразовые перчатки. После того как сотрудник берет кусок мяса и кладет его на гриль, он выбрасывает перчатку и надевает следующую. Эта инициатива обошлось нам в десятки тысяч долларов на каждый ресторан. Маркировка обойдется гораздо дороже.

– Много ли планируется вложить в производственный комплекс в Солнцеве?

– Наша стратегия – максимально расширять базу местных поставщиков. Если в 1990 г. мы импортировали до 80% сырья, то сейчас ровно наоборот: 80% производится в России. Наша цель – довести долю местной продукции почти до 100%.

– Может быть, тогда продать его?

– Нет. Мы передаем часть заказов нашим партнерам, чтобы расширить в Солнцеве производство каких-то других продуктов. Например, в прошлом году мы увеличили мощность пекарни. А переработку молочной продукции передали местному поставщику – “Эрманн”. В этом году мы передаем производство соусов компании Heinz. У нас более 130 местных поставщиков. Многие из них начинали свой бизнес фактически с сотрудничества с нами, а теперь превратились в мощные компании.

– Закрыта ли сделка по продаже правительством Москвы 20% акций компании “Москва-Макдоналдс”, о которой было объявлено весной прошлого года?

– Да, сделка завершена, и теперь 100% акций двух юридических лиц, представляющих “Макдоналдс” в России, – ЗАО “Москва-Макдоналдс” и ООО “Макдоналдс-Россия”, принадлежат корпорации McDonald’s. Пакет был продан более чем за $20 млн.

– Не ухудшилось ли положение “Макдоналдса” в Москве после сделки?

– Наши взаимоотношения с Москвой как были очень хорошими, так и остались. Изменение структуры акционеров не изменило политику нашей компании: мы продолжаем активно работать в городе, сотрудничаем со всеми госорганами, платим налоги. И поддерживаем все программы, в которых нас просит принять участие город.

– Вы собирались продать свои офисные здания, расположенные в Москве. Найден ли покупатель?

– У нас не было задачи обязательно продать эти здания. Мы заявили, что готовы рассмотреть предложения от потенциальных покупателей, и если получим устраивающую нас цену, то пойдем на сделку. Но таких предложений пока не было. У нас нет проблемы с управлением этими зданиями, все они сданы в аренду, поэтому мы не торопимся.

– Вы совладелец “Макдоналдса”?

– Я не являюсь акционером компаний, работающих в России, я менеджер.

– Но акции корпорации “Макдоналдс” у вас есть?

– Да. Они котируются на бирже, и их может купить любой.

– Ваши дети бывают в “Макдоналдсе”?

– Да, мои дети часто посещают рестораны “Макдоналдс”. Да я и сам там часто обедаю.

– На рынке быстрого питания в России появилось уже несколько десятков компаний. Ваша доля не сокращается?

– Мы никогда не ставили задачу забрать себе весь рынок. Наша доля на рынке общественного питания России – менее 10%. Этот рынок пока находится на начальной стадии развития. В общей сумме расходов на питание затраты населения России на кафе и рестораны не достигают и 5%. Но этот рынок растет на 15–20% в год. И так как мы растем быстрее, то и наша доля постепенно увеличивается.

– В интервью нашей газете в 2003 г. вы говорили, что “Макдоналдс” собирается продавать франшизы. Почему до сих пор не было таких сделок?

– Мы успешно справляемся с управлением своим бизнесом. И в наши ближайшие планы продажа франшизы в России не входит.