Real опередил MU


Совокупные доходы 20 богатейших клубов мира в сезоне 2004–2005 гг. составили 3,5 млрд евро, говорится в докладе Football Money League консалтинговой компании Deloitte. Больше всех заработал мадридский Real – 275 млн евро. Лидировавший по этому показателю на протяжении восьми лет Manchester United (MU) опустился на второе место – 246 млн евро. Третье место занимает итальянский Milan – 234 млн евро.

Примерно 23% от доходов Real приходится на продажу билетов, 32% – продажа прав на трансляцию матчей и 45% – спонсорство и продажа атрибутики. А MU больше всего приносит продажа билетов – 42%, по 29% в структуре доходов приходится на продажу прав на трансляции и спонсорство с продажами атрибутики.

“Мадридцы очень грамотно строят продажи своей атрибутики и сувенирной продукции за счет привлечения звезд, – говорит руководитель направления спортивного бизнеса в Восточной Европе компании A.T. Kearney Антон Дерлятка. – В этой команде играют четыре самых популярных в своих странах футболиста: француз Зинедин Зидан, англичанин Дэвид Бекхэм, испанец Рауль и бразилец Роналдо. Такие имена могут продавать футболки даже при отсутствии результатов”.

Однако, даже зарабатывая десятки миллионов, далеко не все клубы приносят прибыль, говорит Дерлятка. Традиционно прибыльны MU, Liverpool, Juventus и Bayern M?nchen. Остальные лидеры мирового футбола работают в убыток. Например, один из самых богатых клубов мира – лондонский Chelsea принес своему владельцу Роману Абрамовичу убытки в 140 млн фунтов ($250 млн). Впрочем, это осознанный шаг руководства лондонского клуба, считает директор по спорту агентства Sportima Максим Белицкий. Убытки Chelsea – это результат покупки дорогостоящих игроков и их огромных зарплат.

По словам представителя Deloitte, доходы российских клубов пока не позволяют им войти в число самых богатых.

По мнению Майкла Стерлинга, возглавляющего консалтинговую компанию Global Sponsors, лучшие российские клубы смогут догнать европейские только с улучшением общей экономической ситуации в России – когда вырастут доходы россиян. В Европе механизм получения доходов эффективнее, маркетинг находится на гораздо более высоком уровне. “Но что самое важное – западноевропейские клубы гораздо более популярны, гораздо больше людей хотят носить их майки и они более привлекательны для телевидения”, – говорит Стерлинг.