Конец челнока


Искоренить беспошлинную торговлю – давняя мечта таможенников. Нормы ввоза без пошлин надо сокращать, потому что “ездить с баулами – это нецивилизованно” и мешает развитию российской промышленности, говорил год назад в интервью “Ведомостям” руководитель Федеральной таможенной службы Александр Жерихов. Одной победы таможенники уже добились: со вчерашнего дня по постановлению правительства граждане могут ввозить без уплаты пошлин не 50, а 35 кг товаров и пересекать границу не раз в неделю, а раз в месяц.

Этим достижением Минэкономразвития, которому с 2004 г. подчиняется таможня, ограничиваться не собирается. С 1 января 2007 г. максимальная норма беспошлинного ввоза товаров может быть снижена с 65 000 до 15 000 руб., заявила директор департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Минэкономразвития Галина Баландина. Соответствующие поправки могут быть приняты Госдумой осенью, добавила она. Борьба с челноками может привести к росту цен на ввозимые ими товары на 30% и выше, но вести ее необходимо: из-за того что челноки не платят НДС и таможенные пошлины, создаются неравные условия для российских производителей, которые “зачастую вынуждены работать нелегально”, уверена Баландина. В европейской части России челноки обеспечивают 20–30% импортной одежды и обуви, а на Дальнем Востоке – 60–80%.

“Надо порядок наводить”, – одобряет действия федеральных властей замгубернатора Читинской области Виктор Столяров. Часть жителей области потеряет работу, но челночной торговлей занимается “незначительный процент”, говорит он. Работу в области найти можно, а челноки, как правило, – “бедные женщины, наемные работницы живущих в России китайцев”, уверяет Столяров. По его словам, китайцы называют их “кэмэлами”.

Однако текстильной промышленности, лоббировавшей отмену челночной торговли с середины 1990-х гг., усилия чиновников уже вряд ли помогут, полагают эксперты. Таможенная стоимость импортных товаров в 2005 г. была занижена на 23%, отмечает экономист Центра развития Сергей Пухов, сравнивавший таможенную статистику России и ее торговых партнеров. “Но главная проблема не в челноках, а в сером импорте”, – уверен Пухов. В сером импорте из Юго-Восточной Азии видит главную угрозу для легпрома и директор по маркетингу группы компаний “Чайковский текстиль” Евгений Титов: “За 2005 г. цены на китайский текстиль снизились на

5–8%, а у российских производителей из-за роста издержек выросли на 5,5%”. Челноки – не конкуренты российских производителей, потому что работают в разных нишах, добавляет президент альянса “Русский текстиль” Владимир Столяров: челноки завозят по большей части одежду, а российские предприятия занимаются в основном производством хлопчато-бумажных тканей. “Главная причина упадка легпрома не в конкуренции с дешевым импортом, а в том, что предприятия много лет не модернизировались”, – уверен он. Тем не менее если бы на таможне был порядок, ниш для развития отечественной промышленности было бы больше, полагает экономист Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Владимир Сальников.

А вот у обычных туристов, возвращающихся из-за границы с покупками на сумму выше 15 000 руб., возникнут проблемы. “Они должны будут платить пошлину”, – предупреждает представитель Минэкономразвития Константин Богданов. Любителям шотландского виски придется выложить 2 евро за литр. А тем, кто решил приодеться за рубежом, – 20% за костюм или платье, но не меньше 2,5 евро за 1 кг, а за сапоги – 15% плюс 0,7 евро за пару.