Адвокат судье не муж


В распоряжении “Ведомостей” оказался текст поправок в закон “О статусе судей”, подготовленный в Высшем арбитражном суде (ВАС). С серией антикоррупционных инициатив (декларирование судьями доходов, запрет на профессию для тех, чьи родные и близкие являются адвокатами, а также введение учета неофициальных контактов судей) глава ВАС Антон Иванов публично выступил еще в конце прошлого года, теперь они окончательно сформулированы. “Проект разработан в целях создания действенного механизма предотвращения коррупции в судейском корпусе”, – пояснил глава ВАС, выступая на недавнем совещании председателей судов по итогам 2005 г. Инициативу поддержал вице-премьер Александр Жуков. “Это правильный законопроект, правительство будет его поддерживать”, – заверил он судей.

Если предложения ВАС будут приняты, должность судьи станет недоступной для любого, чьи близкие родственники – дети, супруг, родители, братья, сестры – включены в реестр адвокатов в том же регионе (правда, введение этой нормы отсрочено на год). Наличие у судьи родственников, пусть даже не обладающих статусом адвоката, но систематически представляющих чьи-то интересы в суде, где он работает, может стать основанием для отставки судьи. Кандидат на судейскую должность должен будет заполнять анкету, в которой следует указывать сведения “о знакомых претенденту лицах”, являющихся адвокатами, прокурорами либо просто ведущими дела в суде, – по крайней мере, если он поддерживает с ними какие-либо отношения в течение пяти лет. Он обязан задекларировать также участие в создании и деятельности юридических лиц за последние пять лет, трудовые отношения, если они сопровождались материальным вознаграждением, а также “иные сведения, позволяющие оценить объективность, справедливость и беспристрастность” будущего служителя Фемиды. При назначении на должность, а после этого ежегодно судья должен представлять в налоговые органы сведения о доходах и имуществе – они “предоставляются для опубликования общероссийским СМИ по их обращениям”. По замыслу авторов законопроекта эти меры должны обеспечить прозрачность в деятельности судов и повысить авторитет судебной власти.

Однако с этим согласны не все. В Высшей квалификационной коллегии судей (ВККС) отмечают, что закон не должен содержать размытых критериев отбора кандидатов – они оставляют слишком большой простор для манипуляций. “Вот судимость родственника является препятствием для назначения на должность, это понятно, – говорит председатель ВККС Валентин Кузнецов. – Но каким образом знакомство с прокурором или адвокатом должно влиять на возможность назначения?” Кроме того, добавляет он, запрет на родственные связи с адвокатами вступает в противоречие со статьей 37 Конституции, которая гарантирует каждому право свободно распоряжаться своими способностями к труду, и Европейской социальной хартией 1961 г.

“Это умопомрачение, – говорит глава Адвокатской палаты Москвы Генри Резник, – мне непонятно, на чем основано убеждение, что судьи берут деньги исключительно от своих родственников? Если уж хотят так ставить вопрос, то пусть ставят о родственных связях не с адвокатами, а с госчиновниками”. В то же время, полагает Резник, декларирование судьями своих доходов и имущества вполне целесообразно. Однако при отборе кандидатов на судейские должности декларация может стать субъективным критерием, предупреждает он: “Состоятельный кандидат – это хорошо или плохо?”

Декларирование доходов само по себе не играет принципиальной роли, если при этом не соблюдаются как минимум еще два условия: должны быть предусмотрены санкции за недостоверное декларирование и не должно быть избирательности в его применении, говорит директор российского отделения “Трансперенси Интернешнл” Елена Памфилова. В противном случае, резюмирует она, это будут просто “показательные выступления” – как произошло, например, с обнародованными недавно декларациями российских министров, потому что “никто не понял, что значат эти цифры”. В то же время, предупреждает она, при избирательном применении это может стать инструментом дополнительного давления на судей.