Не в том месте


Запрос по поводу некоторых положений федерального закона “О связи“ подала в прошлом году в Конституционный суд (КС) Дума Корякского автономного округа. Окружные депутаты сочли, что платежи в резерв универсального обслуживания по сути являются скрытой формой налога. Кроме того, думцы были несогласны с тем, что параметры отчислений в резерв универсального обслуживания определяются постановлениями правительства. С 1 июля 2005 г. операторы ежеквартально отчисляют 1,2% в резерв с доходов от услуг связи за исключением выручки за присоединение и пропуск трафика. По словам пресс-секретаря Россвязи Павла Морозова, в 2005 г. в резерв поступило 1,85 млрд руб.

Вчера КС вынес решение, что платежи в резерв являются неналоговыми, при этом судьи подчеркнули, что аналогичные отчисления операторов в других странах также не относятся к налогам.

А вот то, что параметры этих платежей определяет правительство, а не закон “О связи”, по мнению КС, противоречит Конституции. Согласно статье 57 Конституции каждый обязан платить “законно установленные налоги и сборы”, поясняет юрист “Линии права” Владимир Святов. Поэтому, говорит он, КС сделал логичный вывод, что основные параметры такого сбора должны устанавливаться именно законом, а не подзаконным нормативным актом. Теперь по решению КС Госдума и Совет Федерации должны принять поправки к закону “О связи”, в которых будут прописаны размер отчислений, их периодичность и база. Правда, КС отсрочил отмену постановлений правительства об универсальном обслуживании до 1 января 2007 г., отметив, что их немедленная отмена создала бы пробел в законодательстве и сложности с исполнением бюджета.

То, что параметры отчислений в резерв сейчас определяет не закон, а правительство, в Мининформсвязи объясняют исключительно благими намерениями. “На начальном этапе внедрения универсального обслуживания такой механизм позволяет более гибко и оперативно реагировать на правоприменительную практику”, – объясняет замдиректора департамента правового обеспечения Мининформсвязи Дмитрий Пархоменко. По его словам, если бы параметры формирования резерва универсального обслуживания сразу были прописаны в законе, а потом вдруг потребовалось внести изменения, то это был бы гораздо более сложный и длительный процесс, чем корректировка постановлений правительства. По словам Морозова, размер отчислений в резерв в виде 1,2% от доходов операторов, скорее всего, в поправках сохранится. А вот операторы считают, что решение КС может облегчить бремя платежей в резерв. “Сейчас механизм, по которому определяется сумма отчислений, очень непубличный, хочется надеяться, что депутаты смогут сделать его более ясным”, – говорит вице-президент “Корбины Телеком” Александр Малис. “Вначале Мининформсвязи говорило, что отчисления будут 3%, потом 2%, в итоге остановились на 1,2%, но эту цифру нам никто и никогда не обосновывал”, – возмущается председатель Ассоциации операторов телефонной связи Владимир Зайцев. Он также надеется, что рассмотрение в Госдуме механизма формирования платежей в резерв универсального обслуживания поможет сделать его лучше.