УРОКИ ЭКОНОМИКИ: Битва стандартов


Скорее всего вы еще не слышали ни про Blu-ray, ни про HD-DVD. Это первые выстрелы в новой войне стандартов. Фирма Toshiba возглавляет альянс компаний, которые выступают под флагом HD-DVD. Сама Toshiba скоро выпустит в США проигрыватель для цифровых видеодисков именно в этом стандарте. Blu-ray – это конкурирующий стандарт, принятый консорциумом компаний во главе с Sony.

История повторяется. Поединок между форматами VHS (разработанным JVC) и Betamax (разработанным Sony) закончился в пользу VHS и давно вошел в хрестоматии для студентов бизнес-школ. Еще десяток лет спустя состоялось не менее знаменитое сражение между операционными системами для персональных компьютеров Microsoft и Apple. Компания Билла Гейтса доминирует на рынке до сих пор и до сих пор пожинает плоды победы.

Рынок подталкивает производителей видеомагнитофонов и компьютеров к совместимости, так что доминирование какого-то одного стандарта в конце концов неизбежно. Когда определенный стандарт побеждает, его автор получает еще большую долю рынка. И тогда даже производителю сверхкачественного продукта уже не под силу перехватить лидерство.

Большинство стандартов никому не принадлежит – они устанавливаются государством или сами приживаются. Государства определяют стандарты теле- и радиовещания, и поэтому они разные в Европе и США. Пример естественного складывания стандарта – расстояние между рельсами железной дороги: 4 фута 8,5 дюйма. Его установил железнодорожник-пионер Джоржэ Стивенсон.

Контроль над стандартом можно удержать, если обеспечить к нему широкий доступ. К примеру, JVC была гораздо более открытой со своим VHS, чем Sony с ее Betamax. Система MS-DOS была доступна каждому производителю персональных компьютеров, а Apple пыталась удержать эксклюзивность. Стратегия Sony и Apple была бы невероятно прибыльной, если бы они выиграли, но они не выиграли.

В индустрии видеоигр производство игровых приставок и программного обеспечения к ним, как правило, контролируется одной и той же компанией. Стратегию для рынка с такой структурой, до сих пор актуальную, предложил сто лет назад Кинг Жиллетт, изобретатель двухстороннего тонкого лезвия – раздавай бритвенные станки бесплатно и продавай лезвия, которые постоянно требуют замены. В видеоиграх то же самое – установи низкие цены на консоли и делай прибыли на продаже игр.

Зависимость от стандарта характерна и для рынка “входных” продуктов – интернет-порталов и поисковых систем. Здесь доминирование на рынке достижимо, но оно временно. На этом рынке у конкурента все-таки есть возможность потеснить предшественника. Поэтому Google – явление не того же класса, что Microsoft или JVC.

В долгих, иногда многолетних битвах за контроль над рынком поиска информации в сети Интернет или за господство над подростками (и не только), подсевшими на ту или иную видеоигру, победа попеременно переходит от альянса к альянсу. Но на рынках, где все определяет единый стандарт совместимости, победителю достается все или почти все.

Именно такое сражение предстоит консорциумам Sony и Toshiba за рынок DVD нового поколения. (FT, 28.03.2006)