США монополии не боятся


Руководитель североамериканского подразделения Whirlpool Дэвид Свифт сообщил, что компания будет “возрождать” марки Maytag, производящей в том числе знаменитые пылесосы Hoover. О каких именно марках идет речь, он не сообщил, как и о том, будут ли закрыты некоторые из заводов Maytag, сказав лишь, что планируется сократить затраты за счет увеличения объемов закупок комплектующих.

После многомесячных раздумий министерство юстиции решило, что сделка “не приведет к значительному снижению конкуренции на рынке”, так как обе компании способны существенно увеличить продажи и сократить расходы. Если бы власти следовали обычной практике антимонопольного регулирования, сделка, скорее всего, была бы запрещена или ее условия были бы изменены – объединенная компания будет контролировать более половины американского рынка стиральных и сушильных машин, – но регулятор учел и конкуренцию со стороны иностранных производителей. Последние, главным образом азиатские компании, имеют возможность как увеличить объем импорта, так и использовать дополнительные мощности для наращивания производства и не позволят объединенной компании повысить цены. Кроме этого, крупные ритейлоры, продающие большую часть подобного оборудования, такие, как Sears Holdings, Lowe’s и Best Buy, имеют возможность задержать рост цен. До сих пор Maytag находилась на третьем месте среди производителей основных видов бытовой техники после Whirlpool – которая заплатила за конкурента из расчета $21 за акцию, побив нескольких других претендентов, – и General Electric Consumer Products. После сделки акции Maytag будут исключены из рейтинга S&P. По мнению Лоры Чемпайн, аналитика Morgan Keegan & Co, структура компании, скорее всего, практически не изменится – затраты на поддержание большинства ее подразделений будут невелики, хотя производство пылесосов Hoover может быть продано.

В числе других основных продуктов Maytag, основанной в 1893 г. в штате Айова, – стиральные и сушильные машины, холодильники и плиты марок Admiral, Amana, Jenn-Air, Magic Chef и Maytag. Компания продавала эти товары через крупнейшие американские сети, 15% приходилось на Home Depot, 10% на Sears. В 1911 г. компания начала продавать стиральную машину с электрическим мотором, в 1914 г. – с бензиновым. К 1927 г. компания выпустила 1 млн стиральных машин. В середине прошлого века Maytag запустила производство сушильных машин, в 1980-х занялась изготовлением плит. В 1999 г. был приобретен Jade Range, производитель оборудования для приготовления пищи и холодильников. В 2003 г. появились магазины Maytag – сейчас в США их примерно 40.

Whirlpool планирует начать сборку стиральных машин и холодильников в России. В прошлом году стало известно, что партнером американцев станет турецкая компания Vestel, на заводе которой во Владимирской области будет налажено производство. (Использованы материалы WSJ, 30.03.2006.)