Визит товарища Ху


В США Ху Цзиньтао прилетел еще в понедельник вечером, сегодня он встретится в Сиэтле с руководством Microsoft. На среду запланировано посещение завода Boeing, а в четверг председатель Ху проведет в Вашингтоне переговоры с президентом Джорджем Бушем. Еще Ху собирается выступить в Йельском университете с лекцией на тему международной политики. Это первый визит председателя Ху в США с момента его избрания в 2003 г.

Накануне визита китайское правительство подписало контракты на покупку американских товаров на $16,2 млрд. В частности, самолетов Boeing Китай закупит на $5 млрд. Это сократит торговый дефицит США, но американские чиновники и конгрессмены ждут от председателя Ху большего. США недовольны китайской валютной политикой, уровнем защиты интеллектуальной собственности и заградительными тарифами на автозапчасти. .

Главной претензией США к Китаю остается слишком дешевый юань, который, по мнению американцев, и ведет к дисбалансу в торговле. В марте профицит Китая в торговле с США составил рекордную сумму в $11,2 млрд. Это вдвое больше показателя за март прошлого года. Профицит КНР в торговле с США в 2006 г., вероятно, превысит рекорд 2005 г. – $102 млрд, по китайским данным, не учитывающим Гонконг. Американский сенат эти цифры беспокоят настолько, что в его недрах родился законопроект, призванный установить на пути дешевого китайского импорта заградительную пошлину в 27,5%. Пошлину сенаторы предлагали ввести на все китайские товары и отменить только после пересмотра китайской валютной политики. Пока законопроект отложен до осени – его авторы хотят посмотреть, как отреагирует китайская сторона на американские претензии. Мелкие шаги навстречу Китай делает: в минувшую пятницу Народный банк КНР объявил о смягчении правил покупки компаниями и частными лицами иностранной валюты. С 1 мая лимит на покупку долларов для частных лиц будет увеличен с $8000 до $20 000, это может стимулировать спрос на доллары и привести к укреплению юаня.

Американские сторонники сильного юаня уверены, что только его ревальвация способна сократить торговый дефицит США. “Администрация Буша спит и видит укрепление курса юаня на 10–15%”, – говорит Гари Хафбауэр из Института международной экономики. Вслед за Китаем свою валютную политику изменят и другие азиатские страны, например Малайзия или Таиланд, что снизит торговый дефицит США на $50–60 млрд, объясняет Хафбауэр. “Для ощутимого эффекта юань должен подорожать на 20–30%”, – не соглашается директор Европейского института азиатских исследований при ЕС Виллем ван дер Гист. “Экономисты зря считают, что подорожание юаня излечит все проблемы США”, – сердится эксперт Cato Дэн Гризвольд.

Другая болевая точка американо-китайских отношений – неэффективная защита китайским правительством интеллектуальной собственности. По мнению ван дер Гиста, проблема пиратства – главная тема предстоящих переговоров. Китайские пираты наносят США ущерб от $2 млрд до $20 млрд, говорит он. Встреча с Биллом Гейтсом, с которой начнется визит Ху в США, призвана доказать американцам серьезность намерений Китая побороть пиратство, уверен китаист из RIIA Дэвид Уолл. По данным Business Software Alliance, 90% программного обеспечения, которое продается в Китае, – пиратское. В конце марта китайское правительство издало указ, обязывающий продавать персональные компьютеры только с уже установленным программным обеспечением. Компании Microsoft это должно принести в ближайшие несколько лет более $500 млн дополнительной прибыли.

Не менее острым вопросом будет проблема пошлин на автозапчасти, введенных КНР. 30 марта США и ЕС вместе пожаловались в ВТО на несправедливую таможенную политику КНР. Китайцы установили заградительные пошлины на запчасти для собираемых в КНР иностранных автомобилей. В случае, если локализация автомобиля менее 40%, запчасти к нему облагаются 28%-ной пошлиной (для машин с большей локализацией – 10–14%), т. е. по той же ставке, что и целый импортный автомобиль. Тариф по замыслу китайских властей должен был стимулировать национальный автопром, но вместо этого вызвал гнев производителей машин класса люкс, например BMW и Mercedes.

В Вашингтоне не ожидают от визита Ху серьезного прогресса в сложных вопросах двусторонней торговли, говорит Хафбауэр. Поездка Ху – это масштабная пиар-акция, уверен Уолл. По мнению ван дер Гиста, китайский лидер может сдать позиции по вопросу тарифов на автозапчасти. Будет громкое заявление об ослаблении валютного контроля Китая и много общих фраз о готовности КНР еще больше открыть свой рынок для американских товаров, предполагает Гризвольд. Если же китайский лидер проявит чрезмерную строптивость, то это лишь увеличит вероятность принятия заградительных пошлин на китайские товары, говорит Хафбауэр.