Борьба за санкции


В среду на заседании СБ ООН Франция и Великобритания распространили проект резолюции по Ирану. Авторы документа, ссылаясь на статью 7 Устава ООН, предусматривающую возможность использования экономических санкций и даже силовых методов против страны, нарушающей международное законодательство, требуют от Ирана прекратить всякие работы по обогащению урана, равно как и строительство реактора на тяжелой воде. По их мнению, эта часть программы может быть использована Ираном в военных целях. Они предлагают руководителю МАГАТЭ Мохаммеду аль Барадеи представить совету управляющих МАГАТЭ и СБ ООН новый доклад о состоянии ядерной программы Ирана. В предыдущих докладах, в том числе и в последнем, представленном СБ ООН в пятницу, аль Барадеи указывал, что по-прежнему вызывают озабоченность “неясности”, связанные с работами по программе.

Как сообщил “Ведомостям” источник в аппарате ООН, появление этого проекта вызвало неоднозначную реакцию у членов Совета Безопасности. В поддержку жесткой позиции высказываются США и Великобритания, Франция считает недопустимым силовое решение, а Россия и Китай настаивают на недопустимости жестких формулировок. Постоянный представитель Китая в ООН Ван Гуанъя заявил, что ссылка на 7-ю статью для его страны “неприемлема”. Постоянный представитель России Виталий Чуркин отметил, что “ряд элементов данного проекта будут сформулированы иначе”. “Наша принципиальная позиция, из которой мы будем исходить при выработке этого документа, состоит в том, что в нем не должно быть никаких положений о введении санкций и тем более о силовом решении вопроса, – сообщил “Ведомостям” осведомленный источник в российском аппарате ООН в Нью-Йорке. – Мы убеждены, что есть все возможности для дипломатического решения этой ситуации”. США полагают, что дипломатические методы себя исчерпали. “Иранцы должны понять, что мы не уступим”, – сказал в среду президент Джордж Буш.

Никаких сроков, в которые должна быть выработана резолюция, не установлено. Вчера вечером прошли первые консультации экспертов. На уровне министров, рассказал источник, иранский вопрос будет поднят на заседании “ближневосточного квартета” в начале следующей недели в Нью-Йорке. Николас Гвоздев, старший аналитик по стратегическим исследованиям The Nixon Center, считает, что в конце концов стороны могут прийти к согласию, договорившись установить международный контроль над урановым топливным циклом Ирана.

Иран заявляет, что по-прежнему настроен на сотрудничество с МАГАТЭ. “Мы на 100% готовы содействовать в устранении любых недопониманий в отношении нашей ядерной программы, – сообщил “Ведомостям” постоянный представитель Ирана в ООН Али-Асгар Солтание. – Что же касается остановки работ по обогащению урана, мы не видим причин отказываться от того, на что имеем полное право”. Но следует обратить внимание на заявление иранцев о готовности временно остановиться на достигнутом уровне обогащения урана – более 4%, отмечает Антон Хлопков, замдиректора российского ПИР-Центра. Директор по международной политике вашингтонского института CATO Тед Карпентер убежден, что США должны установить нормальные экономические и дипломатические отношения с Тегераном, предоставив ему гарантии безопасности. Взамен Иран должен дать МАГАТЭ возможность убедиться, что ядерная программа не несет военного компонента. “Иначе столкновение неизбежно”, – убежден он.