ИНТЕРВЬЮ: Патрик де Масенейр, генеральный директор Barry Callebaut


Миллиардер Клаус Якобс решил начать поход на Восток. Его рекрутинговая компания Adecco ведет переговоры о покупке российского кадрового агентства “Анкор”, а его шоколадный концерн Barry Callebaut объявил о начале строительства завода в подмосковном Чехове за 17 млн евро. Шоколадной частью экспансии руководит фламандец Патрик де Масенейр, гендиректор Barry Callebaut, которую он возглавил после того, как успешно провел ребрендинг одного из подразделений Adecco. В интервью “Ведомостям” де Масенейр рассказал, зачем швейцарцам завод в России, и объяснил, почему шоколад – здоровая пища.

– Почему вы решили прийти на российский рынок именно сейчас?

– Мы уже несколько лет ведем дела с Россией и в год поставляем более 10 000 т шоколадной продукции с нашей фабрики в Польше. На российском рынке прогнозируется очень быстрый рост спроса на шоколад: независимые эксперты из компании Euromonitor предполагают, что к 2009 г. потребление шоколада на душу населения в России будет выше, чем в Великобритании, а Великобритания – страна с одним из наиболее высоких уровней потребления шоколада в мире. Среди покупателей нашей продукции есть много очень известных, крупных транснациональных компаний. Предполагается, что их бизнес в России будет расти очень быстро. Мы работаем с этими компаниями в Северной Америке, Европе, Азии, а теперь и в России. Мы хотели быть ближе к нашим клиентам и самому важному региону – московскому. Хотя есть и другие важные регионы – Санкт-Петербург, например.

– Вы говорите, что российский рынок шоколада бурно растет. Но нынешний уровень потребления – около 4 кг на человека – всего

на 1 кг меньше, чем в США.

– Я опираюсь на исследования рынка. Темпы роста составляют примерно 10% в год. А что касается премиум-сегмента, горького шоколада, шоколада высокого качества, здесь темпы роста составляют 25% и более, хотя, конечно, это не самый большой сегмент рынка.

– Ваш завод расположится на участке, который арендовала Alfred Ritter?

– Этот земельный участок действительно был найден и развит компанией Alfred Ritter. Они тоже планируют принимать участие в его развитии. Первоначально это была их идея открыть мощности именно там. Мы посмотрели, какие еще есть варианты, где еще можно построить фабрику. И решили, что удобно будет сделать именно там, поскольку Ritter Sport – наш потенциальный клиент и логично, что мы хотели бы находиться рядом с ними.

– Заявленная мощность завода – более 25 000 т в год, а в “Инфорумкакао”, российском поставщике шоколада, говорят, что все российское потребление сейчас – 10 000 т...

– Во-первых, мы уже ввозим в Россию примерно 10 000 т. Так что общее потребление выше. Во-вторых, крупные транснациональные компании нуждаются в высоком качестве нашей продукции. И только имея свои мощности, мы можем гарантировать, что качество продукции здесь будет таким же высоким, как в Европе или Америке.

– Но у большинства крупных компаний на российском рынке уже есть собственное производство промышленного шоколада.

– У нас уже есть определенная клиентская база в России. Мы хотели бы предоставлять им продукцию, которую производим прямо здесь, рядом с ними. Во-вторых, премиум-сегмент, на который мы предполагаем ориентироваться не в последнюю очередь, сейчас стремительно растет. А что такое премиум-сегмент – высокие цены и высокое качество продукции.

– Производители сами не могут заняться переработкой какао?

– Первая причина, почему привлекателен аутсорсинг, – финансовая. У нас специализированное производство, высокая эффективность, высокие профессиональные навыки. 70–80% компаний в мире предпочитают покупать готовую продукцию. Мы поставляем им готовый шоколад как ингредиент, они оплачивают его в течение 45 дней. А о предшествующих фазах они беспокоиться не должны. Они могут пользоваться нашими инновациями и разнообразием – у нас более 1600 рецептов. Если компании производят собственный шоколад, у них есть возможность производить лишь 5–10 видов продукции – с нами они не сравнятся.

– Несколько лет назад ведущие производители шоколада занялись производством так называемого chocolat d’origine – шоколада с точным географическим происхождением. Насколько успешен этот продукт в мире и есть ли у него перспективы в России?

– В России растет популярность горького шоколада – с более высоким содержанием какао и без добавления молока. Многообещающая вещь, к которой мы пока идем очень постепенно, – шоколад с пониженным содержанием сахара или без сахара. Что касается chocolat d’origine, мы собираемся внедрять его на местный рынок, но не сразу. Какао-бобами из определенных стран (Эквадора, Санто-Доминго или Танзании) мы занимаемся с начала 1990-х гг.

– Ваша компания – один из крупнейших производителей private label шоколада. Нет ли планов производить такой шоколад в России?

– Не напрямую, но, вероятно, мы будем этим заниматься. Сейчас мы ведем переговоры об этом с одной из дистрибуторских компаний, которая, возможно, займется этим в будущем.

– Считается, что наши национальные вкусовые пристрастия в шоколаде отличаются от европейских и американских. Приходится ли вам менять рецептуру?

– Мы уже давно работаем на российском рынке, так что не понаслышке знаем вкусы местных потребителей. В целом я могу сказать, что вкус российских потребителей уже можно назвать близким к общеевропейскому.

– Когда Barry Callebaut покупала Stollwerck, ее российское подразделение было продано Kraft Foods. Вы об этом не жалеете?

– Нет, не жалею. Основная часть нашего бизнеса – это поставки жидкого и твердого шоколада корпоративным клиентам в двух сегментах. Первый – крупные транснациональные производители пищевой продукции. Второй сегмент – шоколадные бутики, производители кондитерских изделий и компании, выпускающие шоколад для гостиниц, ресторанов и других клиентов высокого класса. Гостиничный и ресторанный бизнесы в России стремительно развиваются, так что мы рассчитываем, что и наш бизнес в этом сегменте станет быстро развиваться в будущем. Сейчас мы проводим реструктуризацию западноевропейского бизнеса Stollwerck, но не собираемся инвестировать в сегмент потребительского рынка в России, пока не будем уверены, что сможем выйти на такие же показатели в Stollwerck, которых добились в Америке и Европе.

– Когда начнет окупаться российский завод?

– Если посмотреть на всю компанию в целом, то в финансовом аспекте наши ближайшие цели – это рост продаж в год на 3–5%, операционной прибыли – на 8–10%, а чистой прибыли – на 12–15%. В первые три года работы в России мы не рассчитываем на прибыль. Сейчас от мощностей за пределами Западной Европы и Северной Америки мы получаем примерно 12% прибыли. Наша цель – к 2010 г. довести этот показатель до 20%. Эта цифра учитывает рост в России, на азиатских рынках и в Латинской Америке.

– На мировом рынке сильно выросли цены на сырье: подорожали не только какао-бобы, но и орехи, сахар. Как это отражается на стоимости плитки шоколада?

– Все зависит от рецептуры. В целом в цене, которую платит потребитель, 8–9% отражают колебания рынков сырья. И это при том, что в ближайшем будущем отдельные виды сырья могут подорожать на 20–25%. Цены на какао-бобы, кстати, пока остаются сравнительно невысокими: сейчас 1 т стоит около 900 фунтов стерлингов, а три года назад – 1600. Цены на фундук, напротив, очень высоки. Разная динамика позволяет нам оставлять цены на конечный продукт примерно на одном уровне.

– Мировой дефицит какао-бобов, о котором вы говорили в недавнем прогнозе развития рынка шоколада на ближайшие годы, вызван среди прочего политической нестабильностью в африканских странах, основных поставщиках какао-сырья на мировой рынок. Как сильно политические риски влияют на ваш бизнес?

– В мире 70% какао-бобов поставляются из Камеруна, Нигерии, Ганы и Кот-д’Ивуара, т. е. из Западной Африки. Только на Кот-д’Ивуар приходится 43% поставок какао-бобов на мировой рынок. Там у нас есть три фабрики, но в этой стране действительно довольно напряженная политическая ситуация, поэтому мы стараемся развивать свою деятельность и в других странах. Например, стараемся обращать внимание на Нигерию, Индонезию, Малайзию, Бразилию. Если нам сложно переработать какао-бобы непосредственно в стране происхождения, мы вывозим их в другие страны – даже в Великобританию, Францию и Бельгию. Из-за ситуации в Кот-д’Ивуаре мы удвоили мощности в Гане – кстати, еще и потому, что какао-бобы, выращенные в Гане, лучше качеством. Два раза бывало и так, что мощности в Кот-д’Ивуаре останавливались на срок от одного до трех дней, так что нам приходилось думать о других вариантах. Но в Кот-д’Ивуаре работа 70% населения тем или иным образом связана с какао-бобами. Люди должны продавать бобы, и другого выхода у них нет.

– А возможные политические риски в России в связи с президентскими выборами – 2008 вы учитывали, когда планировали инвестиции?

– Мы считаем, что ситуация в России стабильна. Цены на нефть останутся такими же высокими. И в них залог того, что стабильность в России сохранится. Это пойдет на пользу российской экономике и населению страны.

– А если цены на нефть упадут?

– Этого не произойдет. У вас есть другая информация? (Смеется.)

– Вслед за вами в Россию может прийти кто-то из крупных производителей шоколада, кто еще не представлен на нашем рынке?

– Мы будем разговаривать с некоторыми нашими клиентами о тех вложениях, которые делаем в России и Азии. Я думаю, что многие компании обдумывают вопрос о том, чтобы вложить деньги в российский рынок.

– Вы говорите, что в России растет сегмент дорогого шоколада. Но одновременно среди той же категории потребителей растет мода на здоровый образ жизни. Не приведет ли эта мода к снижению спроса на шоколад?

– Если взглянуть на американский рынок, где здоровый образ жизни является популярным, то там потребители стараются найти определенный баланс. Речь идет о трех тенденциях потребительского рынка. Во-первых, потребители стремятся к тому, чтобы продукция была более здоровой. Во-вторых, они хотят пробовать новые виды продукции. В-третьих, потребители хотят, чтобы продукт был удобен. Люди заходят в кофейни перекусить и могут покупать небольшие шоколадки и в 10 часов утра, и в 3 часа дня. Людям нравится приобретать шоколад и пробовать необычные, новые для этого продукта вкусы, ингредиенты и формы. Например, шоколад с перцем чили или зеленым чаем. Есть продукты с пониженным содержанием сахара или вообще без сахара. При этом, вероятно, в какой-то момент покупатели могут сделать для себя поблажку и попытаться найти баланс между потреблением здоровой продукции и удовольствием. Шоколад – это здоровая пища. Он изготавливается из какао-бобов, а какао-боб – это плод, который растет на деревьях. Так что никакой беды в том, чтобы потреблять много шоколада, нет, если вы достаточно активны физически.