“Алтану” мало макарон


Идею открытия принципиально нового для “Алтана” производства – комбината замороженных продуктов – гендиректор и совладелец компании Валерий Покорняк впервые озвучил еще в прошлом году. Тогда же он начал подыскивать участок для строительства завода в Подмосковье, но сейчас остановил свой выбор на производственной площадке в поселке Поспелиха, где расположены комбинат хлебопродуктов и макаронная фабрика “Алтана”.

Покорняк рассказал “Ведомостям”, что монтаж оборудования для производства замороженного хлеба (багетов), печенья и изделий из слоеного теста (пиццы, тортов) начнется уже летом, а выпуск продукции – в апреле 2007 г. Мощность линий составит 30–50 т в сутки, пояснил Покорняк, затраты на организацию производства и сбыт – около 5 млн евро. В ближайшее время “Алтан” планирует разместить облигационный заем, и, согласно данным инвестмеморандума, около 35% его объема компания потратит в том числе на финансирование проекта.

Новое направление бизнеса предприниматель объяснил более высокой рентабельностью полуфабрикатов по сравнению с выпуском макарон. “В следующем году оборот от продаж полуфабрикатов может в два раза перекрыть выручку от продажи макарон”, – пояснил Покорняк. В структуре выручки холдинга на долю макарон сейчас приходится около 90%, а рентабельность их продаж , согласно инвестмеморандуму, не превышает 2,2%.

Сбывать продукцию “Алтан” собирается пока в “родном” регионе – Алтайском крае и Горном Алтае через свою сеть: входящий в холдинг торговый дом будет брать в субаренду небольшие торговые точки в магазинах “Пятерочки” (франшиза по Алтаю принадлежит структурам Покорняка). О брендах новой продукции и затратах на ее продвижение Покорняк говорить отказался, отметив, что рынок готовых замороженных изделий из теста на Алтае практически пуст. В инвестмеморандуме “Алтана” отмечается, что около 30% займа будет направлено на расширение дистрибуции, маркетинговые мероприятия и вход в новые сети.

Аналитик компании “Финам” Ольга Самарец считает, что проект “Алтана” на региональном уровне будет успешен. Ежегодно рынок замороженных полуфабрикатов растет на 15–20% и ярко выраженного лидера на нем нет, пояснила она. “Однако шансы в европейской части России у компании минимальны – здесь рынок уже поделен, а федеральные игроки завершают вытеснение региональных компаний”, – добавляет Самарец. Она полагает, что для создания узнаваемых брендов “Алтану” придется ежегодно вкладывать в продвижение продукции не менее $5 млн. По ее словам, рентабельность производства замороженных полуфабрикатов составляет не менее 60%, а макарон – не более 35%.

До “Алтана” выпуском замороженных полуфабрикатов в Сибири занялась компания “Восход-Бейкер”, созданная Сибирской хлебной корпорацией и канадской Fiera Foods. Но там отказались комментировать планы алтайской компании.

По данным петербургской компании “Талосто” (продовольственная компания, производящая мороженое – 53% доходов, замороженные полуфабрикаты – 39% и замороженное тесто – 8%), российский рынок замороженного теста в прошлом году составил 20 000 т. По данным компании, среднедушевое потребление замороженного теста в России в 2004 г. составило около 0,12 кг, тогда как средний финн съел 4,83 кг замороженного теста, француз – 1,97 кг.