Акулы монополизма


Что нового

Главное изменение, которое, по идее, должно перевернуть рынок, – введение понятия доминирующей группы и снижение доли рынка, обладая которой компания может быть признана монополистом.

По действующему закону о конкуренции доминирующей признается компания, имеющая долю более 65%, а в ряде случаев – более 35%, если Федеральной антимонопольной службе (ФАС) удастся доказать, что компания ведет себя как монополист – ее доля долгое время остается стабильной, доступ новых игроков на рынок затруднен и т. д. Такие компании ФАС вносит в реестр, где в мае 2006 г. насчитывалось 290 монополистов федерального значения – от производителя бумажных мешков Сегежского ЦБК до “АвтоВАЗа”. Включение в реестр означает, что компания обязана сообщать о любых изменениях в своей структуре и ценах в антимонопольные органы.

По новому закону реестр монополистов будет отменен с 2009 г., но количество компаний, которые будут признаны монополистами, может резко возрасти. Автоматически будут признаваться доминирующими компании с долей рынка больше 50%. Но и у компании с долей всего в 8% появится шанс стать объектом внимания ФАС. Для этого достаточно, чтобы она входила в тройку крупнейших на этом рынке и вместе они контролировали более 50% или в семерку лидеров с общей долей более 70%. Другими словами, в “клуб монополистов” вместе с лидерами могут попасть и небольшие компании.

Кому это угрожает

Специально для “Ведомостей” компания “Бизнес Аналитика” посчитала, какие компании могут быть признаны доминирующими. Оценивалась рыночная доля в стоимостном выражении (у табачных компаний – в натуральном).

Под закон подпадают практически все крупные пищевые компании. Так, по данным “Бизнес Аналитики”, на российском рынке тарированного пива в 2005 г. 69,4% контролировали BBH (37,5%), Sun Interbrew (17,7%) и Heineken Russia (14,2%). SAB (7,9%) и Efes (7%), впрочем, также уязвимы, отмечает старший аналитик “Бизнес Аналитики” Снежана Равлюк. Первая близка к пороговым 8%, а доля Efes после покупки “Красного Востока” в этом году превысит 10%. На рынке сигарет 78,2% контролируют четыре компании – Philip Morris (26,9%), BAT (17,5%), JTI и Ligget Ducat (по 16,9%). 88% сокового рынка делят Лебедянский (27,6%), принадлежащий Coca-Cola “Мултон” (23,3%), “Вимм-Билль-Данн” (21,7%) и “Нидан” (15,4%). На рынке газированных безалкогольных напитков властвуют Coca-Cola (в марте – июле 2005 г. доля составила 48,8%) и PepsiCo (26,1%). А Wrigley с 69,2% и Dirol-Cadbury с 29,2% практически монополизировали российский рынок жевательной резинки.

У Coca-Cola HBC и Pepsi International Bottlers (российский представитель компании PepsiCo) уже были проблемы с ФАС. В прошлом году красноярские антимонопольщики обвинили их в том, что они в своих договорах с торговцами вносили обязательство не продавать напитки конкурентов. Перед угрозой масштабной проверки Coca-Cola и PepsiCo убрали из контрактов пункты об эксклюзивности поставок. Комментировать нововведения в закон о конкуренции представители этих компаний отказались. До принятия нового закона и получения разъяснений ФАС о его применении отказались от комментариев также в “Балтике”, “Вимм-Билль-Данне”, “Лебедянском”, “Филип Моррис Интернэшнл” и “БАТ Россия”. Правда, Роберт Мэй из “Филип Моррис Интернэшнл” и Владимир Аксенов из “БАТ Россия” надеются, что депутаты поправят “отдельные положения законопроекта”.

Один из авторов законопроекта “О защите конкуренции” – начальник аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич считает проведенный “Ведомостями” и “Бизнес Аналитикой” подсчет долей “вульгарным”. “Чтобы компанию признать монополистом, злоупотребляющим своим доминирующим положением, надо доказать, что на ее товар существует неэластичный спрос – т. е. его потребление не снижается при росте цен, а также, что у товара нет заменителя, на который может перейти потребитель”, – поясняет Сушкевич. У пива таким заменителем могут стать слабоалкогольные коктейли или “энергетики”, у соков – другие напитки, у сигарет – трубочный табак, а вместо подорожавшей жевательной резинки потребитель может перейти на чипсы или семечки. “Эти критерии в законе прописаны очень туманно”, – парирует Равлюк из “Бизнес Аналитики”.

В ФАС говорят, что новый закон направлен в первую очередь против “бензиновых королей”. По словам замруководителя службы Анатолия Голомолзина, именно нефтяные компании чаще всего заключают картельные, т. е. ограничивающие конкуренцию, соглашения. По данным Российского топливного союза и агентства “ИнфоТЭК”, в 2004 г. доля, например, компании ТНК на топливном рынке Новосибирска, Калуги, Курска, Рязани, Оренбурга и Владимира составляла от 30% до 75%, а “Сибнефти” (сейчас – “Газпром нефть”) в Томске, Омске, Екатеринбурге и Кемерове – 50–80%. Аналогичные регионы влияния есть у других нефтяных компаний.

В пресс-службах ТНК-ВР и “Газпром нефти” комментировать взаимоотношения с ФАС тоже отказались. Но нефтяники не сильно боятся антимонопольных органов. “Зачем бояться ФАС? Выиграли суд – не платим штраф, проиграли – платим. Все просто”, – говорит представитель одной из компаний.

ФАС бессильна

Все действительно просто: до сих пор ФАС не удалось подвергнуть ни одного монополиста серьезному наказанию. При обнаружении нарушения ФАС заводит дело и выдает компании предписание его устранить – снизить цену, изменить условия сделки, выплатить в бюджет разницу между рассчитанной чиновниками конкурентной и монопольной ценой товара. Невыполнение карается административным штрафом до 5000 МРОТ (500 000 руб.). В принципе ФАС имеет право обратиться в прокуратуру с требованием возбудить уголовное дело. По ст. 178 Уголовного кодекса (УК) монополист может при отягчающих обстоятельствах (“деяния, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору”, “с применением насилия”) получить до семи лет. С 1999 по 2003 г. против монополистов было возбуждено 241 уголовное дело и осуждено 33 человека. Но в 2003 г. в ст. 178 была введена поправка, согласно которой для возбуждения уголовного дела ФАС обязана доказать причинение ущерба, превышающего 1 млн руб., а это “почти невозможно”, объясняет представитель ФАС. В 2004–2005 гг. было возбуждено всего 16 уголовных дел, но осудить вообще никого не удалось.

В лучшем для нее случае ФАС удается заставить монополиста заплатить незначительную по сравнению с его оборотом сумму в бюджет. Чаще не удается вообще ничего (см. врез “Громкие дела”). Вот статистика ФАС по 2005 г. Было выписано 50 предписаний перечислить в бюджет доход, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства. В 13 случаях компании заплатили, в 23 – оспорили предписания в суде, в 14 – просто их проигнорировали. С учетом штрафов за прошлый год ФАС удалось собрать 160 млн руб.

Закон не поможет

Юристы уверены, что новый закон ничего не изменит, – ведь карательных полномочий он чиновникам не добавляет. “Проект не предусматривает действенных мер по защите от злоупотреблений монополиста, – констатирует управляющий партнер юридической компании “Добронравов и партнеры” Юрий Добронравов. – Предписания ФАС обычно обжалуются в арбитражный суд, где разбирательство занимает до года”. А партнер “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Антон Ситников считает, что ФАС будет завалена жалобами на незначительные соглашения, что отвлечет чиновников от “действительно имеющихся монополистических действий”.

Правда, ФАС готовит поправки в УК и Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые сделают закон о конкуренции более опасным для монополистов. В интервью “Ведомостям” руководитель ФАС Игорь Артемьев рассказывал, что его ведомство подготовило новую редакцию ст. 178 УК, по которой для возбуждения уголовного дела будет достаточно самого факта нарушения антимонопольного законодательства. “Как по статье о мошенничестве”, – уточнил Артемьев. Если поправка пройдет, за установление монопольно высокой цены или незаконные преференции отдельной компании топ-менеджеров и чиновников будут сажать за решетку на 30 дней. Непонятно, однако, чем 30 дней лучше имеющихся сейчас в УК семи лет. В КоАП ФАС предлагает внести поправки, касающиеся штрафов, – поднять их до 2% годовой выручки. Голомолзин убежден, что этого достаточно, чтобы “пропала необходимость уговаривать нефтяные компании не нарушать закон”.

Но эти поправки еще даже не внесены в парламент. Член Совета Федерации Сергей Лисовский считает, что там они наверняка будут блокированы. “ФАС вряд ли сможет выдержать конкуренцию с нашими монополистами, у которых аппаратное влияние намного сильнее”, – уверен Алексей Макаркин из Центра политических технологий. Поскольку крупные игроки не заинтересованы в работоспособности нового закона, ФАС необходима поддержка Кремля. “Без этого даже самый жесткий закон работать не будет”, – считает политолог.