СТРАНА ЧУДЕС: Анти-Козак


Вот уж в чем не откажешь нашему президенту, так это в твердом следовании своим привычкам. Для него принципиально важно, чтобы при назначении персонажа на ключевую должность его имя не фигурировало во всевозможных списках и экспертных опросах. Так было со спикером Мироновым, так было с премьером Фрадковым, теперь вот с Чайкой, и, надо думать, так будет с преемником. Любит человек удивлять, что же тут поделать.

Надо отдать должное всем предыдущим неожиданностям: Миронов оказался очень правильным спикером в условиях укрепления вертикали власти, и его метла в нужный час метет кого надо с дивной избирательностью. Тихий зануда Фрадков вовсе не превратился в технического премьера, а расправил крылья и привносит теперь яркие штрихи в нашу экономическую жизнь, умело стравливая министров и развлекая публику экскурсами в педиатрию грудничков. И вот доселе бессловесный Юрий Чайка прямо в руки получил своего журавля с неба. Надо думать, не упустит – уж больно хорош.

Хорош он, во-первых, тем, ?что не баба. Говорили люди всякое: дескать, президент может и милую даму прокурором назначить, например Слиску или Матвиенко, для смягчения позиции. Дело, конечно, занимательное, однако тяжело пришлось бы и прокурорским, и милицейским, и бандитским – в силу половой специфики женщина могла бы превратно понять некоторые устоявшиеся речевые обороты. Во-вторых, Чайка – человек даже не команды, он человек бригады, активно работавшей над Ходорковским – Лебедевым, т. е. свой, меченый. В-третьих, с назначением Чайки генпрокурором может автоматически решиться вопрос, кого кому надо переподчинить: прокуратуру Минюсту или Минюст – прокуратуре.

Раньше Чайка говорил, что прокуратура могла бы стать частью Минюста, причем Минюсту перешел бы надзор, а прокуратуре оставили бы обвинение, а само следствие перешло бы в специально для того созданный следственный комитет. Вчера он скорректировал позицию, сообщив, что с передачей функции следствия из прокуратуры в другое место торопиться не надо и никаких дополнительных органов для борьбы с коррупцией и преступностью создавать тоже не стоит. И еще: если до сих пор прокуратура считалась формально независимой, причем от президента, то вчера Чайка прямо заявил: “Органы прокуратуры ближе к исполнительным структурам, к президентской ветви власти”. До сих пор в федеральном законе “О прокуратуре РФ” независимость прокуратуры от органов законодательной и исполнительной власти была прописана в числе “специальных принципов прокурорской деятельности”. Жизнь богаче законов. Тем более что фактически утвержденный уже генеральный прокурор добавил ко всему сказанному загадочную фразу: “Система координат органов прокуратуры будет определена только тогда, когда мы построим правовое государство”. А пока, стало быть, без координат, на свет одной звезды.

Что сие могло бы означать, можно спросить, например, у депутата Хинштейна. Во всяком случае, он оказался единственным экспертом, кто еще две недели назад уверенно назвал именно Чайку кандидатом в генеральные прокуроры. Тогда никто не обратил внимания на эту реплику специалиста по решению щекотливых проблем: замотался человек, забегался в поисках неправедного имущества. А вот поди ж ты – зоркий сокол. Не проболтался бы теперь про преемника.