Свиньи играют в бисер


Тогда, в 1991 г., в Москве очень ждали легендарный американский струнный квартет “Кронос”. Это потом он стал к нам приезжать регулярно и как раз недавно выступал в Москве с двумя концертами. Но тогда вместо американцев удовлетворились шведами. Хотя они, в отличие от американцев, отнюдь не были универсальны и сознательно ограничивались поп- и рок-музыкой.

Если уж быть точным, то Fleshquartet – не “плотский” и не “мясной” квартет, а “квартет свиней”. В оригинале они называются Fl?skkvartetten, и у них есть два альбома под названием “Бисер перед свиньями”. Строго говоря, они и не квартет, а квинтет, поскольку выступают с барабанщиком (в этот раз приезжал Христиан Улссон). Любопытно, что в Кельне существуют такие же радикалы из консерваторских кругов (и тоже известные в России), называясь так же, но только по-немецки – Fleisch. Даже если это простое совпадение, то многозначительное.

“Мясо”, “плоть” – протест против абстрактной и рациональной изысканности филармонического академизма. Лет пять назад шведы даже поучаствовали в альтернативном проекте, который объединил их соотечественницу – академическое меццо-сопрано Анне Софи фон Оттер – и рокера Элвиса Костелло.

“Поросячий квартет” ближе всего к “року в оппозиции”, который был в авангарде ровно 20 лет назад, когда шведский ансамбль только создавался. Как и все движение, квартет эволюционировал в сторону очень даже популярной музполиткорректности.

В московском центре “Дом” Fleshquartet показал чисто инструментальную программу (которая понравилась бы любителям нашего ансамбля “4:33”) на футуристических с виду электроинструментах (пятиструнная скрипка, альт, две виолончели – одна из них тоже пятиструнная – и ударные). Но только однажды в программе сыграл “честную”, как сказал бы рокер, музыку в духе Джими Хендрикса. А так больше под ретроджаз Стефана Грапелли и красивую попсу, которая казалась инструментованными песнями Бьорк. И – даже страшно выговорить – под салон начала прошлого века вроде “Юморески” Дворжака или “Элегии” Массне.

В целом забавно и очень даже мило, особенно хит “Невинный”. Но совсем не оппозиционно, как это воспринималось в начале 90-х.