Английский напарник “Газели”

www.ldv.com

Группа “ГАЗ” рассматривает возможность покупки лицензии и на производство легких коммерческих автомобилей Maxus у британской LDV Group, сообщила вчера газета Birmingham Post. Гендиректор “Русских машин” Петр Золотарев подтвердил “Ведомостям” эту информацию. “У нас есть свои разработки, но покупка лицензии сэкономит нам время и деньги, поэтому мы ищем такие возможности”, – объясняет он. Но несколько источников, знакомых с ходом переговоров, говорят, что речь может пойти и о покупке всего британского завода целиком, поскольку фонд Sun Capital может не устроить простая продажа лицензии. В “Русских машинах” это не комментируют. Связаться с Sun Capital не удалось, а руководитель по стратегии британской консалтинговой компании Magma Стив Янг (консультирует “Русские машины” в проекте с LDV) от комментариев воздержался. Золотарев подчеркнул, что пока “Русские машины” проводят due dilligence проекта и готовят бизнес-план. Он будет готов к августу и тогда “Русские машины” примут окончательное решение, заключать эту сделку или нет, поясняет он.

В отличие от многих моделей, лицензии на сборку которых покупают российские компании, Maxus – новинка: LDV разрабатывала его вместе с Daewoo и запустила в производство в прошлом году. В этом году планируется собрать 7000–8000 шт. Maxus выпускается в трех вариантах: мини-вэн, микроавтобус и автобус с высокой крышей массой 2,8, 3,2 и 3,5 т. В прошлом году Professional Van & Light Truck Magazine признал 3,5-тонный Maxus фургоном года. Пока машина продается только в Великобритании, Турции и Малайзии. ГАЗ сможет выпускать 10 000–15 000 Maxus в год, говорит Золотарев, но предсказать его цену не берется. В Англии он стоит от 17 000 фунтов ($31 300). “Но это не ориентир, хотя понятно, что эта машина благодаря лучшим характеристикам будет дороже “Газелей”. А мы не собираемся позиционировать ее как массовый автомобиль”, – предупреждает Золотарев.

“Русские машины” сделали ставку на покупку лицензий на иностранные автомобили и уже добились заметного успеха. В апреле ГАЗ подписал с DaimlerChrysler соглашение о выкупе оборудования американского завода Sterling Heights. Вместе с ним ГАЗ получил лицензию на выпуск Chrysler Sebring и Dodge Stratus.

“Мы не прочь сотрудничать с глобальными автоконцернами. Но нас устраивает только равноправное партнерство, а не роль младшего брата. Мы также не хотим быть аутсайдером, который собирает старые чужие автомобили”, – пояснил “Ведомостям” Золотарев. Не желая терять контроль над ГАЗом, Дерипаска в 2004 г. даже отказался от партнерства с японской Nissan.

Эта стратегия верна, считает аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова. Лицензия и переоборудование производства под Maxus могут обойтись ГАЗу в $40–65 млн, а покупка всего завода – не дороже $150 млн, отмечает Сахнова. Для сравнения: по оценке “Русских машин”, разработка собственного легкого коммерческого автомобиля с нуля обошлась бы в $450–500 млн. Но независимого эксперта авторынка Сергея Алексейчука смущает, что бренд Maxus абсолютно неизвестен в России, а Сахнова сомневается, что ГАЗу удастся серьезно удешевить Maxus. Дорогие машины занимают всего 5% этого сегмента рынка в России, замечает она. К примеру, продажи самого популярного в линейке малотоннажных автомобилей Mercedes-Benz – Mercedes Sprinter в прошлом году выросли на 8% до 464 шт.