Яблочко от вишенки


УДжона Кларка, профессора Арканзасского университета, есть мечта: вырастить лучшую в мире ежевику. «Лучшая» в понимании мистера Кларка – это сладкая ежевика. На протяжении 26 лет профессор вручную опыляет цветки и усердно выращивает гибриды: более плодоносные, лишенные шипов, с очень сладкими ягодами. Никакой генной инженерии – только ручное опыление и прививание.

Ягоды мистера Кларка – одно из проявлений «сахарной лихорадки» на современном фруктовом рынке. Сейчас в американских магазинах появился новый сорт дыни – Kandy Primo, мякоть которой темнее и слаще, чем обычной. Продажи сладких апельсинов Cara Cara утроились с момента их появления на прилавках в 2004 году. За последние 5 лет производители завалили магазины фруктами с пониженной кислотностью: эти новые сливы, персики, арбузы, нектарины – настоящая радость для сладкоежек.

Их появление – свидетельство серьезных перемен в многомиллиардной фруктовой индустрии. Раньше новые сорта выводились в университетских лабораториях, были общедоступны и любой желающий мог получить саженцы совершенно бесплатно. Сейчас частные компании инвестируют в разработки миллионы долларов, затем патентуют новые сорта и вовсю их рекламируют. Цель производителей: создать и вывести на рынок фрукты настолько яркого вкуса, чтобы они могли составить серьезную конкуренцию диетическим напиткам и шоколадным батончикам.

Grapple – яблоко сорта Fuji с сильным ароматом винограда Concord – появилось на рынке примерно два года назад: около 200 тысяч этих яблок по цене примерно $1,3 за штуку были сметены с полок магазинов за неделю. Скип Джонсон, совладелец компании Get Fit Foods, контролирующей бренд Grapple, говорит, что получает исключительно положительные отзывы, в основном от родителей маленьких детей.

«По существу, мы торгуем сахаром», – заверяет Рэй Джераван, директор по продажам калифорнийской компании Gerawan Farming. Хотя сладкие сорта немного калорийнее обычных и содержат больше сахара, в них больше витаминов и минеральных веществ – так что диетологи могут спать спокойно. «Меня волнует лишь то, как вы убедите людей, что эти фрукты вкуснее»,– говорит Даун Джексон Блантер, пресс-секретарь Американской диетологической ассоциации. Но похоже, тех, кто пробует новые фрукты, ни в чем убеждать не придется. Калифорнийская домохозяйка Дайана Тай впервые попробовала апельсин Cara Cara на местном рынке у себя в городке Корона. Темно-розовая мякоть удивила ее, а вкус просто покорил: «Слаще, чем обычный апельсин, и очень ароматный». Теперь она покупает только Cara Cara. Миссис Тай –

покупатель, о котором можно только мечтать.

Компании надеются, что потребители предпочтут обычным яблокам новые Jazz и Pacific Rose, распробуют ежевику Supersweet, дыню Kandy и нектарины Dulcinea Sunnygold. И что их не остановит цена раскрученных фруктов: яблоки Pink Lady (сорт выведен более 20 лет назад) и апельсины Cara Cara стоят вдвое дороже яблок Golden Delicious и обычных апельсинов.

Высокие цены на новые сладкие сорта фруктов и ягод ничуть не смущают потребителей в Москве. «У нас хорошо идут гибриды: например плуот (абрикос со сливой) или нектокот (абрикос с нектарином), – рассказывает Ольга Иванова, категорийный менеджер продуктовых магазинов «Глобус Гурмэ», Fauchon и Hediard. – Ежегодно в мире появляются 5–6 новых сортов яблок: в прошлом сезоне у нас можно было встретить Honey Crunch, действительно очень сочные, хрустящие яблоки из Франции, стоили они порядка 200 рублей за килограмм. Из новых ягод наиболее популярен гибрид клубники с малиной, у него необычный вкус – стоит около 4000 рублей за килограмм. Новый косточковый фрукт дикий персик – гибрид персика с инжиром. Судя по продажам, все это очень нравится нашим покупателям».