ОБРАЗОВАНИЕ: Правильные кнопки


В прошлом году мы потратили более 500 млн руб. на переобучение пришедших к нам на работу выпускников вузов, на их адаптацию к реальному бизнесу. При нынешних темпах развития экономики это, наверное, неизбежная плата за лидерство. Но нас волнует не столько сумма расходов, сколько несоответствие между уровнем развития науки и восприятием окружающего мира, сложившееся у значительной части ребят – наших будущих сотрудников и наших будущих клиентов. Этот разрыв существовал в обществе всегда, но сейчас он увеличивается.

Непонимание современных законов, описывающих развитие материального мира, приведет к прекращению воспроизводства знаний. Уже следующее поколение не сможет создавать оригинальные продукты, а будет лишь обслуживать или адаптировать то, что было изобретено в других странах. Для нас, как для высокотехнологичной компании, потеря массовой базы технически грамотных работников и инженеров означает невозможность конкурировать на глобальных рынках.

Тесно сотрудничая с вузами, мы почувствовали одну из основных их проблем – снижение уровня знаний абитуриентов по научно-техническим дисциплинам. Технологии, лежащие в основе цивилизации, стремительно усложняются. В то же время плоды прогресса легко осваиваются и без усилий потребляются. В результате создается иллюзия, что все просто и главное – уметь нажимать на правильные кнопки. Современные дети умеют пользоваться мобильными телефонами и компьютерами лучше своих бабушек и дедушек. Но эти бабушки, в свое время окончившие хотя бы среднюю школу, подчас гораздо лучше внуков понимают природу электричества и радиоволн.

Наше среднее образование катастрофически не успевает за сегодняшним днем и за наукой. Традиционную фундаментальность качественного российского образования, безусловно, необходимо сохранить, а в чем-то и возродить. Но современный мир – яркий, динамичный, неожиданный, а на уроках физики, математики и химии школьникам предлагается скучный перечень исторических открытий и абстрактных знаний. Естественно, такие уроки отторгаются детьми. В результате наука становится непонятной и неинтересной. Школьники жалуются на перегруженность “ненужной в жизни” информацией. И некоторые чиновники уже предлагают пожертвовать естественно-научными предметами, чтобы сократить учебные нагрузки.

Наверное, предел возможностей учеников в восприятии знаний в какой-то степени достигнут. Но достигнут в рамках существующих методов обучения. Мел, доска и наглядные пособия используются уже несколько столетий. Возможно ли с их помощью передать весь спектр современных знаний? На смену традиционным формам обучения во всем мире приходят более эффективные – мультимедийные.

Во многих школьных классах Европы висят интерактивные доски, а учителя используют электронные указки. На такой доске педагог может демонстрировать материалы в различных форматах – от электронных уроков до фрагментов фильмов. Таким образом можно преподавать и историю, и химию, и теорию эволюции, и законы термодинамики. Наглядность позволяет визуализировать и объяснять разные процессы – от приготовления бифштекса до полета ракеты.

Посмотрите, как американское аэрокосмическое агентство NASA растолковывает школьникам, из чего состоит Солнце, что такое протеин или зачем нужны летательные аппараты размером с насекомое. Все подобные темы раскрываются через забавные видеоролики, компьютерные игры, флэш-программы. Причем часть из них находится в открытом доступе на сайте этого агентства.

Преимущества использования мультимедиа в образовании очевидны. Но по инерции их сводят к примитивной компьютеризации. Как будто наличие кабинета информатики, персональных компьютеров или проекторов в классах может автоматически повысить качество образования. Нужна принципиально иная система, базовым элементом которой должна стать интерактивная школа. Она должна быть оснащена современным лабораторным оборудованием, интерактивным ПО, классными досками-экранами, сетью, объединяющей все ресурсы в единое пространство. В региональных научно-методических центрах будут собираться наиболее интересные обучающие материалы, накапливаться передовой педагогический опыт. С помощью интерактивных ресурсов школа может стать живой интеллектуальной площадкой, своего рода тусовкой, мотивирующей подростков на самое главное – самостоятельный поиск знания.

Газета “Ведомости” опубликовала 1 июня статью директора департамента по образованию Всемирного банка Рут Кагия “Контрольная по “восьмерке”. Автор призывает Россию увеличить финансирование международной программы “Образование для всех”, направленной на беднейшие страны мира. С ней трудно не согласиться. Но давайте взглянем на себя. Если сравнить расходы разных стран на образование в процентах к ВВП, то окажется, что у нас они составляют около 3%, в то время как в Корее и в США – около 7%, во Франции и в Германии – более 5%. В России около 63 000 средних школ, в которых сейчас учатся 16 млн школьников. К сожалению, новые приоритеты, отвечающие требованиям информационного общества, еще не вошли в образовательный процесс. А потому нет абсолютной уверенности в том, что наши школьники смогут научиться самостоятельно думать, что им будет интересно не просто быть потребителями результатов научно-технического прогресса, но и самим создавать что-то новое. Для нас, представителей бизнеса, это серьезные риски. Нам нужны технически продвинутые выпускники средних школ, которые вырастут в талантливых студентов, а затем – в молодых специалистов, абсолютно уверенно чувствующих себя в глобальной конкуренции знаний.