На помощь Ford прилетел менеджер из Boeing


“Мне действительно очень трудно жонглировать всеми этими шариками, – заявил Форд директорам. – Их много – возможно, даже слишком”.

Эта жалоба заставила второго по величине автопроизводителя США действовать. В минувший вторник компания неожиданно объявила о назначении одного из топ-менеджеров Boeing Алана Малалли новым президентом и гендиректором Ford, приступающим к своим обязанностям немедленно. Форд, которому сейчас 49 лет, сохранил за собой пост председателя совета директоров. Он заявил совету и руководству Ford, что намерен работать в “активном партнерстве” с 61-летним Малалли, который также войдет в совет директоров.

Привлечение человека со стороны на главную должность отражает стремление Ford найти выход из непростой ситуации – рост цен на бензин и успехи иностранных конкурентов негативно влияют на финансовые результаты компании. Продажи японской Toyota Motor в США в июле впервые в истории превысили продажи Ford.

Малалли никогда не работал в Детройте, где расположен центр американской автоиндустрии, и ему придется быстро вникать в дело, поскольку Ford готовится к глобальной реструктуризации, включающей в себя масштабные сокращения рабочих мест и закрытия заводов. У Малалли есть необходимый опыт реформирования промышленного гиганта. В Boeing он сократил число рабочих с 120 000 до 50 000, при этом ему удалось сократить время изготовления стандартного авиалайнера вдвое и создать один из самых успешных новых самолетов в истории.

В мичиганском Дирборне, где расположена штаб-квартира Ford, Малалли немедленно столкнется с трудностями. Ford, основанная 103 года назад прапрадедушкой Билла Генри Фордом и до сих пор контролируемая его потомками, так же как и его главный американский конкурент – General Motors (GM), никак не может приспособиться к меняющейся конкурентной среде.

На обеих компаниях висят огромные пенсионные и медицинские обязательства перед сотрудниками, которые становятся все более активными в защите своих прав. При этом рост цен на бензин приводит к сокращению спроса на самые прибыльные модели – спортивные автомобили и грузовики.

Убытки североамериканского дивизиона Ford в 2005 г. составили $1,6 млрд, хотя в целом компания сумела показать прибыль.

В январе Форд обнародовал программу реструктуризации “Путь вперед” – сокращение административных расходов на 10% и закрытие 14 заводов к 2012 г.

В июле выяснилось, что “Путь вперед” в нынешнем виде не поможет компании. По итогам II квартала Ford получила убытки в размере $254 млн. Компания призналась, что недооценила жесткость конкуренции и глубину собственных проблем. В августе Ford объявила о снижении производства в США на 21% до конца года, вызванном катастрофическим уменьшением продаж некоторых видов автомобилей.

Биллу Форду пришлось готовить более радикальные меры. Он нанял специалиста по слияниям и поглощениям из Goldman Sachs Кеннета Лита заняться разработкой новой стратегии компании. Ford намерена продать один из своих восьми брендов – принадлежащий к категории de luxe Aston Martin, а также рассматривает возможность продажи Jaguar и Land Rover.

По словам Форда, он заставил руководство компании работать более “энергично”. Но по мере того как картина продаж в США ухудшалась, ему пришлось признать, что молодой команде требуется опытный наставник, умеющий преодолевать кризисы.

“Я инвестировал в компанию всего себя, но только не свой эгоизм, – говорил Форд в одном из недавних интервью. – Я просто хочу, чтобы компания хорошо работала, и дело здесь не в моих амбициях”.

В поисках Малалли

В июне, выяснив, что среди руководителей автоконцернов подходящей кандидатуры нет, Билл Форд стал искать ветеранов в других крупных промышленных компаниях, которым доводилось успешно бороться с кризисами. “Имя Малалли приходило мне на ум”, – вспоминает Форд. Он решил, что у Boeing и Ford много общего: капиталоемкость, сложность производства, длинные цепочки поставщиков, проблемы с профсоюзами и капризами потребителей.

На заседании совета директоров 12 июля Форд заявил, что хочет пригласить в компанию нового гендиректора. Директора согласились помочь. Джон Торнтон, бывший президент Goldman Sachs, а ныне председатель исследовательской группы Brookings Institution, был особенно активен. Он часто разговаривал с Фордом по вечерам по телефону, обсуждая перспективных кандидатов, включая Малалли, и возможные продажи активов. Форд и Торнтон учились в одной школе – в Hotchkiss Boarding School в Коннектикуте.

При поддержке совета Форд начал решительные действия. Несколько недель назад он собрал правление компании, чтобы обсудить предполагаемую продажу бренда Aston Martin. Глава североамериканского дивизиона Марк Филдз выступал за скорейшую продажу какому-нибудь тщеславному покупателю: “Нам нужно сосредоточить внимание и капитал на проектах в Северной Америке, все остальное менее важно”.

Глава международного дивизиона компании Марк Шульц был не согласен. По его мнению, бренд Aston Martin приносит компании высокую выручку и очень популярен в мире. Тем не менее в минувший четверг Ford официально объявила, что Astin Martin выставлен на продажу.

Перед тем как начать переговоры с Малалли, Форд попросил Торнтона выступить посредником. Торнтон, в свою очередь, попросил о помощи конгрессмена Ричарда Гепхардта, который хорошо знал Малалли. Когда наконец Торнтон позвонил Малалли сам, тот заявил, что заинтригован.

Малалли проработал в Boeing 37 лет. Он был одним из главных кандидатов на пост гендиректора компании, но его обошел нынешний шеф этой авиакорпорации Джим Макнерни. Хотя многие предполагали, что Малалли немедленно уволится, тот заявил, что ему очень хочется продолжить работу над новым самолетом Boeing-787 Dreamliner. За долгую карьеру в Boeing Малалли принял участие в разработке практически всех успешных гражданских самолетов Boeing. В качестве вице-президента и главного управляющего компании в середине 1990-х он стал знаменит в качестве отца Boeing-777.

В 1998 г. он стал президентом дивизиона гражданских самолетов Boeing, а марте 2001 г. – гендиректором этого дивизиона. Согласно информации, раскрываемой Boeing в соответствии с требованиями SEC, в 2005 г. его годовая зарплата составила $825 000, бонус – $736 300, а размер премии в рамках долгосрочного плана стимулирования менеджеров превысил $7,5 млн.

В июле Малалли начал телефонные беседы с Фордом. Форду понравились эти разговоры, и он пригласил Малалли в гости в свой дом в Энн-Арборе в Мичигане. В конце июля встреча состоялась, и оба провели целый день, обсуждая “огромную работу”, которую предстоит сделать в компании. Малалли признался Форду, что использовал некоторые технологии Ford в своей работе. Когда Форд рассказал Малалли, каким ему видится распределение обязанностей между председателем совета директоров и гендиректором, Малалли улыбнулся и сказал: “Я думал точно так же”.

Месяц на уговоры

По просьбе Форда начальник отдела кадров Ford Джой Леймон позвонил Малалли и сообщил, что Ford готова платить ему больше, чем Boeing. Размер выплат Ford не раскрывает, но, по словам Леймона, они “сильно привязаны к результатам”. Но дальше Малалли начал колебаться. В середине августа Леймон передал ему официальное предложение компании, которое Малалли отказался подписывать, сославшись на необходимость подумать. Наконец в минувшую пятницу Малалли позвонил из Чикаго в Ford, сообщив о своем согласии. Отправляя Леймона в Чикаго, Форд заявил: “Не возвращайся, пока не получишь его подпись”. В конференц-зале аэропорта Мидуэй Леймон передал Малалли проект контракта и вышел, предоставив ему возможность подумать. Когда Леймон вернулся, Малалли попросил его стать свидетелем. “Первый раз за многие годы я подписываю документ без рисунка самолета”, – сказал он Леймону и поставил автограф, неотъемлемой частью которого всегда был логотип Boeing.

После объявления о назначении во вторник Малалли отправился на встречу с топ-менеджментом Ford и сообщил, что “вырос с Ford” и что Explorer – его семейный автомобиль. “Я немножко нервничаю, но не боюсь”, – сказал новый глава Ford. В разосланном в тот же день письме к сотрудникам компании Билл Форд написал: “Справившись с трудностями в Boeing после терактов 11 сентября, Алан знает, что значит подпирать спиной падающую стену. Он умеет добиваться своего. Ясно, что проблемы, с которыми столкнулась Boeing в последние годы, во многом схожи с нашими собственными”.

В Boeing Малалли посвятил много времени повышению качества работы заводов компании. Он отправлял менеджеров на стажировку в Японию на заводы Toyota и других автопроизводителей, привлекал японских консультантов, чтобы внедрить на авиазаводах конвейерное производство. По его инициативе Boeing стала продавать заводы, которые производили небольшие авиакомпоненты, сконцентрировавшись на тех предприятиях, которые выпускают готовую продукцию. “Люди обычно полагают, что на авиазаводах невозможно применить технологии автопроизводителей, но на самом деле и то и другое – обычное производство”, – говорил Малалли в прошлогоднем интервью.

Вместо утренней пробежки

Билл Форд – четвертый представитель семьи Форд, занимающий пост главы компании. После отставки его отца Генри Форда II в 1979 г. гендиректором компании стал Филипп Колдуэлл, и в 1980–1990-х компанию возглавляли не Форды. Лишь в январе 1999 г. Билл Форд-младший вошел в совет директоров компании, а Жак Нассер одновременно был назначен ее гендиректором. Их отношения не сложились. Оба не могли поделить властные полномочия в компании, что привело к вынужденной отставке Нассера в октябре 2001 г. По итогам 2001 г. Ford объявила об убытках в размере $5,5 млрд и обнародовала первый из целой серии планов реструктуризации, которые принимал за время руководства компанией Форд. Будучи гендиректором, Форд часто сталкивался с необходимостью опровергать мнение критиков о том, что ему не хватает таланта, опыта и выдержки, чтобы руководить гигантской глобальной корпорацией.

По словам Форда, он уже вел ранее переговоры с главой Renault-Nissan Карлосом Гоном и гендиректором DaimlerChrysler Дитером Цетше об их возможном интересе к переходу в Ford. Несколько раз он менял состав правления компании, пытаясь найти такую комбинацию менеджеров, в которой могла бы развиться культура коллегиального управления, на отсутствие которой в Ford он часто жаловался. Во вторник, представляя Малалли, Форд особенно отметил способность нового гендиректора к командной работе.

Одна из любимых идей Форда – превратить компанию в лидера защитников окружающей среды. В минувший четверг он проснулся в 5 утра. Обычно в это время он совершает утреннюю пробежку. Но на этот раз Форд занялся составлением списка дел под названием “Что является главным для Ford в ближайшие 10 лет”. Две главные идеи – “безопасность” и “забота об окружающей среде”. Именно этим, по мнению Форда, его автомобили должны отличаться от продукции других компаний.

Затем он начал выписывать те бренды Ford, которые соответствуют данным требованиям. “В конечном итоге все бренды должны им соответствовать, – говорит Форд. – А если нет, тогда, возможно, нам придется от них избавляться”. Как заявил во вторник Малалли, начатая реструктуризация североамериканского дивизиона компании “проводится в правильном направлении”. (WSJ, 6.09.2006)