В России пьют российское


Вчера агентство “Бизнес Аналитика” распространило данные по продажам вина в магазинах России, где сравниваются январь – февраль 2006 г. с маем – июнем 2006 г. Исследование проводилось в городах с населением более 100 000 человек. В итоге после запрета на продажу в России доля молдавских виноделов сократилась в денежном выражении с 36,7% до 4,8%, грузинских – с 10,8% до 2,1%. “Не вся розница сняла продукцию после запрета, во многих точках остатки распродавались еще достаточно долго, а где-то и сейчас можно найти эти вина”, – объяснила старший аналитик “Бизнес Аналитики” Снежана Равлюк.

Прогнозы большинства участников рынка сбылись – максимально от запрета Роспотребнадзора выиграли российские производители. По данным “Бизнес Аналитики”, за исследуемый период их доля в денежном выражении выросла с 28,6% до 48,1%. Также существенно увеличили свое присутствие в России виноделы из Болгарии – их доля выросла с 7,6% до 15,8%.

По словам пресс-секретаря дистрибуторской компании “Винный мир” Андрея Егорова, это связано с тем, что Болгария – единственная страна, которая смогла снизить цену бутылки вина до конкурентных с Молдавией 100 руб. “Молдавские производители работали в двух сегментах – низком (60–80 руб. за бутылку 0,75 л) и среднеценовом (80–120 руб.). Если недорогую продукцию в большей степени заместили российские вина, то более дорогую – болгарские”, – соглашается директор по маркетингу Gerrus Group Кирилл Бутко. По его словам, ниша более дорогих грузинских вин была поделена между иностранными производителями. По данным “Бизнес Аналитики”, доля французских вин увеличилась с 3,2% в первом полугодии 2005 г. до 5,3% в первом полугодии 2006 г., украинских – с 3,1% до 3,7%, испанских – с 1,9% до 3,4%, немецких – с 1,7% до 2,3%, чилийских – с 1% до 1,6%, итальянских – с 0,7% до 1,4%, аргентинских – с 0,5% до 1,1%.

Впрочем, участники рынка полагают, что подобная расстановка сил может измениться уже к новому году из-за проблем с ЕГАИС. “Мы полагаем, что к концу года ситуация с ЕГАИС нормализуется, но статистика может радикально измениться. Сейчас спрос превышает предложение, продается любая продукция, лишь бы она стояла на полке, а от предпочтений потребителей почти ничего не зависит”, – говорит директор департамента информации российского Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз. По мнению Кирилла Бутко, к концу года доля российских производителей может уменьшиться: “Сейчас на полках стоит намного больше российской продукции, чем это было до кризиса. Со временем часть мест вернут иностранные производители, поэтому мы прогнозируем сокращение российской продукции”.