ВОПРОС ДНЯ: Мы будем жить на атомной энергии?


Вряд ли. Энергия атома так же исчерпаема, как энергия нефти. Да, урана хватит на больший срок, чем нефти. Но не особенно. К тому же на сегодняшний день нет – и вряд ли в скором времени она появится – технологии, которая обеспечивала бы переработку отработанного ядерного топлива. Таким образом, обращение к атомной энергии – не выход из ситуации, а попытка спрятать голову в песок. И проблема не решается, и на следующие поколения ложится бремя обеспечения безопасности, в том числе от террористических атак. Ветер, солнце и энергосбережение – вот что, как для Дании и Швеции, важнее АЭС. Так, в России потенциал сбережения электроэнергии – 40%, что в три раза больше мощности всех имеющихся в стране АЭС. (Полную версию комментария читайте на www.vedomosti.ru/comments.)

Олег Бодров, председатель совета экологической организации “Зеленый мир”

Перспективы атомной энергии определились еще лет 20 назад, но Чернобыль изменил вектор движения. Начались фобии и такие абсурдные явления, как закрытие практически построенных блоков: в Татарской республике, в Ивановской области, в Воронеже. На этих страхах многие сделали политическую карьеру. А теперь наконец-то страсти успокаиваются. Но, к сожалению, атомная энергия не займет более 25–30% от общей выработки, если будет развиваться на реакторах действующего типа. Они используют менее 1% содержимого природного урана. А его запасов не так много. После бурного развития атомную энергетику ждет реструктуризация и переход на реакторы другого типа, например на быстрых нейтронах. Тогда АЭС смогут вырабатывать до 50% всей электроэнергии.

Юрий Рогожин, директор Центра радиационно-химической безопасности, эксперт Госдумы

Некоторые страны, например Германия, накладывают вето на строительство АЭС и даже закрывают существующие. Но альтернативы атомной энергии пока просто не придумали. Солнечная, ветровая и прочая далеко не везде доступна. В России по пальцам можно пересчитать места, где установка ветряков оправданна, т. е. нужны места, где ветер дует дней 300 в году с определенной скоростью. Простой пример – в прошлом году мой сосед по даче поставил ветряк. В этом году он подсчитал, сколько устройство проработало, и демонтировал его. Из неатомных источников энергии у России огромный потенциал есть у ГЭС. Возможности гидроэнергетики используются, по разным оценкам, всего лишь на 20–40%. Но энергетическая стратегия России до 2020 г. предусматривает крайне незначительное увеличение доли ГЭС, а вот АЭС – с 14% до 22% в общей выработке электроэнергии.

Поэтому рано или поздно человечество придет к широкому использованию ядерной энергии. Тем более с развитием технологий переработки отработанного топлива, с повышением безопасности ядерных объектов противников у АЭС будет оставаться все меньше и меньше.

Дмитрий Скрябин, аналитик “Атона”