Стойкий Уолл-стрит


После пяти лет и вложения миллиардов долларов в безопасность многие из этих недостатков были исправлены, и нет сомнения, что финансовые рынки Нью-Йорка и других ведущих финансовых центров мира будут более устойчивыми в случае новой катастрофы, подобной 11 сентября. Тем не менее озабоченность сохраняется, и касается она прежде всего безопасности ключевых для индустрии объектов инфраструктуры и ее способности реагировать на не террористические угрозы, подобные пандемии гриппа.

Скотт Парсонс, замминистра финансов США, курирующий вопросы инфраструктуры, говорит, что главный урок 11 сентября – потребность в наличии у важных финансовых учреждений резервных зданий, расположенных на достаточно значительном расстоянии от основных. Имевшиеся у многих компаний планы на случай возникновения чрезвычайных ситуаций были рассчитаны на возникновение локальных проблем. “Многие компании имели запасные помещения в цокольных этажах собственных зданий или прямо через улицу, – говорит Парсонс, – в результате многие из них лишились доступа и к основным, и к резервным объектам”. “Кроме того [финансовые] учреждения обычно не принимали во внимание, что возможности по транспортировке персонала могут быть существенно затруднены, что помешает перевозке сотрудников на другие объекты”, – говорится в докладе, подготовленном в 2002 г. Федеральным резервом и другими регулирующими структурами.

С тех пор были разработаны новые требования к резервным объектам, а многие компании инвестировали значительные средства в их оснащение. Например, Bank of New York построил два совершенно идентичных центра хранения информации – один в 40 милях от его штаб-квартиры на Уолл-стрит, 1, а другой, завершенный всего несколько месяцев назад, – в 750 милях. Один из лидеров в клиринговых операциях по торговле бондами – BoNY столкнулся с серьезными проблемами в результате 11 сентября. “Каждый из этих центров – копия другого, на случай если один из них выйдет из строя”, – говорит вице-президент банка Дон Монкс. Многие финансовые компании в Лондоне приняли аналогичные меры, и британское Управление финансовых услуг в своем исследовании в декабре отметило, что теперь у них “достаточно устойчивые” IT-системы, позволяющие приступить к нормальной работе в течение суток после катастрофы.

По словам Грегори Ферриса, председателя комитета по непрерывности ведения бизнеса американской Securities Industry Association (SIA), другой ключевой урок 11 сентября – потребность в лучших каналах коммуникации между участниками отрасли в условиях кризиса. SIA и другие отраслевые объединения создали специальный центр управления для координации действий в чрезвычайных ситуациях. “Усилия по выходу из критической ситуации во время энергетического кризиса в Нью-Йорке в 2003 г., а также забастовок транспортников и массовых демонстраций противников антииммиграционного законодательства в 2005-м были более эффективными, поскольку эта структура уже работала”, – заявил он, выступая перед профильным комитетом палаты представителей конгресса в июне.

Много внимания уделяется тестированию новых мер по обеспечению безопасности. Примером могут служить большие учения на фондовых рынках Нью-Йорка, намеченные на 14 октября, говорит Анна Эвинг, отвечающая за информационное обеспечение рынка NASDAQ. “Учения стали гораздо более интенсивными и должны гарантировать, что сделки будут производиться даже в условиях кризиса”, – считает она.

Банки и торговцы ценными бумагами уделяют растущее внимание безопасности своих систем связи и энергоснабжения. Многие из этих устройств 11 сентября оказались неожиданно уязвимыми, что создало дополнительные сложности. “Мы не знали, как много объектов связи было сконцентрировано в семи зданиях в центре Манхэттена <...> причем главный из этих центров был необходим для работы остальных шести”, – вспоминает Монкс. Теперь BoNY требует гораздо больше информации от поставщиков оборудования и арендует пять оптоволоконных кабелей для обеспечения связи со своими информационными центрами.

Телекоммуникационная компания Verizon Communications заявляет о децентрализации инфраструктуры, используемой для обслуживания клиентов с Уолл-стрит. Кроме того, приняты меры для быстрой переадресации потока голосовых и компьютерных сообщений в условиях кризиса. Компания проложила дополнительные 40 миль волоконно-оптического кабеля в Нижнем Манхэттене.

Однако некоторые руководители компаний с Уолл-стрит считают, что поставщики оборудования не подвергаются настолько сильному давлению со стороны регулирующих органов, требующих повысить устойчивость инфраструктуры. Телекоммуникации беспокоят и многие финансовые компании, разрабатывающие планы на случай возможной пандемии. Предполагается, что в такой ситуации большинство сотрудников будут оставаться дома, и компании изучают, какой объем работы они смогут выполнять оттуда. (FT, 9.09.2006, Василий Кашин)