Сел и поехал


“Территория” откроется в полночь с 14 на 15 октября на станции метро “Воробьевы горы”. На фестивале будет театр, кино, музыка, танец, поэзия и комиксы, но важнее не отдельные линии искусства, а места их пересечения, станции пересадок. Так считают актеры Евгений Миронов и Чулпан Хаматова, режиссер Кирилл Серебренников, дирижер Теодор Курентзис и критик Роман Должанский, чьими именами подписан энергичный пресс-релиз. Они хорошо знают, о чем говорят: точки соединения жанров и видов искусств, разного рода пограничные зоны – именно то, что формирует современный культурный ландшафт в Европе.

Нельзя не согласиться и с тем, что у нас устройство таких пересадочных станций разве что только намечено. Отсюда вторая упаковочно-дизайнерская метафора “Территории” – полосатые ленты временного ограждения, какими отмечают подходы к стройкам.

Программа со стилизованными элементами карты метро обещает не бывавший прежде в Москве The Wooster Group (один из самых технологичных авангардных театров мира); венгерский театр Kretakor с нашумевшим спектаклем Арпада Шиллинга Blackland, текст которого составлен из sms-сообщений; две постановки екатеринбургских “Провинциальных танцев”; премьеру Дмитрия Крымова “Демон. Вид сверху”; музыкальный вечер Lacrimosa, на котором австрийский ансамбль Klangforum Wien под управлением Теодора Курентзиса исполнит написанное тремя современными композиторами (Дмитрием Курляндским, Сергеем Невским и Александром Щетинским) посвящение Моцарту; выставку комиксов “Троянский кролик” и 100 минут современной поэзии в Политехническом музее. Плюс внушительный список мастер-классов для приглашенных фестивалем студентов театральных вузов из нескольких российских городов – это, кстати, едва ли не главное, ради чего все устроено: работа на будущее.

В целом затея (поддержанная администрацией президента, Федеральным агентством по культуре и кинематографии и правительством Москвы) настолько симпатична, что даже не хочется ловить ее авторов на двусмысленностях. Хотя, объявляя, что на новом фестивале не будет фейс-контроля, наверное, не стоило бы, как Кирилл Серебренников, тут же обозначать образ врага-традиционалиста: “Радетели сакральных территорий, оставайтесь на них, не суйтесь на нашу!” Что за беда, если и взглянут, – а вдруг понравится?