Glaverbel продала стеклопакеты


Glaverbel вышла на российский рынок в 1997 г., купив Борский стекольный завод, который производит автомобильное и листовое (флоат) стекло. Кроме того, компания построила завод флоат-стекла в подмосковном Клину, а также семь небольших производств стеклопакетов и закаленного стекла в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Красноярске, Новосибирске, Самаре и Ярославле. Бельгийская компания продала производства стеклопакетов петербургскому холдингу “Адамант”. Об этом говорится в сообщении компании, которое имеется в распоряжении “Ведомостей”. Это подтверждает и президент “Адаманта” Игорь Лейтис. По его словам, “Адамант” заплатил за семь заводов, выпускающих 300 000 кв. м стеклопакетов в месяц, более 20 млн евро. Пресс-секретарь российского представительства Glaverbel Алиса Сычева подтвердила факт сделки, которая состоялась 1 августа, но от дальнейших комментариев отказалась.

Заведующий отделом стандартизации и испытаний Московского института стекла Александр Чесноков отмечает, что о сделке рынок знает уже около месяца. Один из участников рынка оценивает стоимость перерабатывающего бизнеса Glaverbel примерно в 30 млн евро.

Источник, близкий к бельгийской компании, утверждает, что Glaverbel решила сосредоточиться на основных направлениях своей деятельности – производстве архитектурного и автостекла. По словам источника, переработка стекла требует больших инвестиций, без которых этому бизнесу будет сложно развиваться.

Коммерческий директор российского подразделения Pilkington Владислав Мещенко считает выход конкурента из перерабатывающего бизнеса логичным. По его словам, производство и переработка стекла – два разных бизнеса, первый – более крупный. А на рынке переработки Glaverbel приходилось конкурировать со своими же клиентами, что не улучшало их отношений, добавляет он.

Петербургский холдинг – не новичок на рынке стекла, “Адаманту” принадлежит петербургское предприятие “Невские витражи”, которое выпускает стеклопакеты и занимает, по оценке Чеснокова, менее 1% рынка. Приобретение производств Glaverbel, говорит Лейтис, позволило компании занять около 8% рынка переработки стекла. В течение пяти лет холдинг планирует увеличить свою долю на нем до 30%, рассказывает президент “Адаманта”. Он считает, что “Адамант” вышел на перспективный рынок, который в прошлом году увеличился вдвое.

Эксперты и участники рынка более сдержанно оценивают рост рынка. Чесноков считает, что рынок стеклопакетов объемом 500–600 млн евро растет в 10–15% в год. Темпы роста в ближайшие годы будут стабильными, ведь темпы строительства не снижаются, да и в старых домах окна заменяют на современные. Директор по маркетингу производителя стеклопакетов “СТИС” Феликс Бегунов оценивает темпы его роста в 20% в год.

Консолидация рынка еще впереди. По словам Чеснокова, самая большая доля у “СТИС” – 10–13%, еще две-три компании занимают примерно по 8% каждая. Чтобы увеличить рыночную долю до 30%, “Адаманту, по его словам, придется вложить в строительство новых производств еще не меньше 300 млн евро.