Дипломная работа


И даже при готовности принять слишком образованных работников компании не готовы им переплачивать за “сверхнормативные” знания. “Если должность, на которую претендует человек, не предполагает использования дополнительных навыков, он должен с этим смириться”, – категорична директор по персоналу “Абсолют Банка” Юлия Сушкова. На ее предыдущем месте работы ей пришлось отказать кандидату с двумя дипломами о высшем образовании, который был готов взяться за любую работу. Она понимала: амбиции этого человека заставят его уйти через несколько месяцев и компания впустую потратит ресурсы на его обучение и адаптацию. “Мы поощряем сотрудников к повышению квалификации, но только в рамках их обязанностей и стараемся не принимать на работу специалистов, чей профессионализм не соответствует вакансии – даже если на нее откликается “слишком умный”, – говорит Екатерина Виленкина, советник по кадровым вопросам ИК “Ак Барс Финанс”.

Марлен Манасов, гендиректор финансовой компании UBS Securities, не раз принимал на довольно рядовые должности – секретаря, ассистента, помощника – людей с дипломами МГИМО, МГУ, со знанием нескольких языков. Есть и случаи, когда в клерки бэк-офиса идут люди с опытом работы на менеджерских позициях, продолжает он. Манасов считает, что, какой бы ни была должность, лучше взять соискателя с более серьезной подготовкой. По его словам, на размер зарплаты это никак не влияет. В конце концов, где и кем работать – это выбор человека, уверен Манасов.

Российским работодателям везет – в их распоряжении чрезвычайно образованные трудовые ресурсы. Правда, это скорее проблема – проблема излишней образованности, отмечает Сергей Рощин, проректор Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), завкафедрой экономики труда и народонаселения экономического факультета.

В прошлом году ГУ-ВШЭ совместно с Министерством образования и науки провело исследование “Спрос на рабочую силу – мнение работодателя”. Выяснилось, что без малого три четверти (73%) российских компаний готовы брать на вакантные позиции кандидатов, которые имеют более высокий уровень образования, чем требуется для выполнения работы. В опросе приняли участие руководители 1000 российских предприятий всех секторов экономики – 83% из них, нанимая сотрудников с “запасом знаний”, видят в них большой творческий потенциал, способность быстро обучаться, гибкий подход к работе и высокий уровень культуры общения.

Проблема заключается в том, что получение высшего образования носит массовый характер, при этом качество полученных знаний оставляет желать лучшего, рассуждает Рощин. “Часто люди с хорошим и престижным образованием имеют завышенные амбиции и зарплатные ожидания”, – соглашается с Рощиным Юлия Иванова, руководитель московского офиса компании по подбору персонала THI Selection. При этом, продолжает она, ни для кого не секрет, что выпускники ведущих вузов не получают должного объема знаний во время своей учебы. По ее мнению, лучше предпочесть выпускника менее престижного вуза, но более мотивированного на работу. Для рынка труда диплом о высшем образовании – это фоновая характеристика соискателя: примерно понятно, чем человек занимался пять лет своей жизни.

Впрочем, сами представители “излишне образованной” рабочей силы проблемы в этом не видят и скорее относят неприменимые напрямую в бизнесе знания к конкурентным преимуществам. Системное мышление, выработанное научной деятельностью, сыграло значительную роль в карьерном продвижении Сергея Миронова, признает он сам. Сегодня Миронов – гендиректор “Украинских радиосистем”. Однако карьеру он начинал помощником гендиректора телекоммуникационной компании “Татинком” в Казани, куда пришел в 1993 г. кандидатом физико-математических наук, имея 15 научных публикаций в иностранной прессе и свободно владея английским языком.

“Соискатели, обладающие хорошими теоретическими навыками, часто сами идут на позиции, в которых эти навыки будут востребованы не полностью”, – говорит Елена Васильева, менеджер по корпоративным коммуникациям риэлторской компании Cushman & Wakefield / Stiles & Riabokobylko. По ее мнению, это особенно типично для тех специалистов, которые при сильной теоретической подготовке имеют мало практического опыта. “Такие соискатели, как правило, рассчитывают на то, что их знания будут востребованы при повышении в должности”, – отмечает она.