Освободите ставку


В Налоговом кодексе ставка рефинансирования упоминается часто. С ее помощью рассчитываются некоторые налоги при использовании налогоплательщиком заемных средств, по ней начисляются проценты за налоговый кредит – отсрочку по расчетам с бюджетом. Но основная фискальная функция ставки рефинансирования – расчет пени за налоговую недоимку. Каждый день просрочки в уплате налога увеличивает сумму, которую налогоплательщик должен государству, на 1/300 ставки рефинансирования. По ней начисляются проценты и на долг государства перед налогоплательщиками за излишне взысканные с них суммы.

На совещании у министра финансов Алексея Кудрина первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев предложил Минфину “освободить ставку от несвойственной ей фискальной функции”.

Пеня была привязана к ставке рефинансирования в 1990-х гг., когда темп роста потребительских цен резко ускорился. Это позволяло при расчете налоговых платежей учитывать скачки цен, говорит источник в Минфине. Ведь при изменении стоимости денег ЦБ корректирует ставку рефинансирования: при высокой инфляции, когда деньги быстро обесцениваются, ставка рефинансирования растет, а при замедлении роста цен снижается (см. таблицу). С 1992 г. ставка рефинансирования менялась 57 раз. Рекордных 210% она достигла в октябре 1993 г. С июля 1998 г. ставка только снижалась. Вместе с ней уменьшались и пени, начисляемые бюджету на каждый день просрочки.

Предложение ЦБ – попытка обезопасить казну, считает Наталья Акиндинова из Центра развития. Сейчас ставка составляет 11,5%. Улюкаев не исключает, что до конца года может “существенно понизить ставку рефинансирования, если инфляция по итогам 2006 г. не превысит 9% годовых”. С начала года по середину сентября цены выросли на 7,2%. При снижении ставки рефинансирования бюджет недосчитается денег, уплачиваемых компаниями в бюджет в виде пеней. Сократятся, конечно, и выплаты из бюджета, но эти суммы несопоставимы с пенями, отмечает Акиндинова.

Минфин не возражает против идеи ЦБ. Сейчас нет необходимости в привязке пени к ставке рефинансирования, говорит чиновник Минфина. “Ставка часто меняется, и приходится постоянно пересчитывать пени”, – отмечает чиновник. В НК должны быть внесены поправки, которые установят, что пеня начисляется по фиксированной – например, на год – ставке. “В итоге размер пени не должен измениться – поправки не должны заставить компании платить больше или, наоборот, больше получать из бюджета”, – говорит сотрудник Минфина. Пеня – своего рода процент за пользование чужими деньгами, поэтому ее размер должен быть соотносим с банковскими ставками, говорит Акиндинова.

Однако отвязка налоговых платежей от ставки ЦБ может повлечь дополнительные расходы для компаний. “Ставка рефинансирования снижается, поэтому компаниям выгоднее существующий порядок, чем фиксированная пеня”, – считает гендиректор “Русполимета” Александр Конюхов. Правда, сотрудник Минфина говорит, что фиксированная ставка тоже может пересматриваться.

Еще реформа может стимулировать компании платить налоги, считает Акиндинова. “Наша ставка по кредитованию предприятий колеблется в диапазоне 8–13% годовых”, – говорит директор департамента клиентских отношений “Абсолют Банка” Виталий Караваев. Крупные компании привлекают заемные средства за 8%, для средних цена кредита может достигать 13%, отмечает Конюхов. При таких ставках среднему бизнесу дешевле платить налоговую пеню, чем брать кредит в банке для погашения основной суммы долга перед государством, отмечает он. Если же установленная Минфином ставка окажется выше кредитных процентных ставок банков (они тоже постоянно снижаются), то компаниям может стать выгоднее взять кредит и заплатить налоги, говорит Акиндинова.

Не исключено, что это решение изменит практику начисления процентов и по неналоговым задолженностям. Сейчас ставка рефинансирования используется для этих целей в целом ряде кодексов, например, по ней начисляется пеня за задержку зарплаты. По Гражданскому кодексу пеня за неисполнение денежного обязательства исчисляется по ставке банковского процента в местонахождении кредитора, говорит Дмитрий Степанов из адвокатской коллегии “Юков, Хренов и партнеры”. Но на практике используется ставка рефинансирования, отмечает он. Изменение будет выгодно кредиторам, так как ставка рефинансирования меньше ставок коммерческих банков, предупреждает Степанов.