ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ: Якутское стояние


В течение прошлой недели наши якутские коллеги в красках описывали, что происходило на участке федеральной трассы М-56 “Лена”, называемом “Мундуручу”. После дождей он стал непроходим. Случается эта беда каждый год. И каждый год люди выбираются оттуда по пояс в глине. Совсем непроходимы там всего пара десятков километров, хотя и остальная трасса не подарок. Но это надо видеть – смотрите фотографии на форумах. “Стояние” продлилось с 10 по 19 сентября.

Трасса “Лена” – это единственная дорога, которая связывает населенные пункты Якутии и далее идет в Магадан. По ней везут грузы. По ней возвращаются из отпусков на своих машинах, наконец, просто передвигаются в маршрутках из пункта А в пункт Б. В этот раз не менее тысячи машин просто утонули в глине, встав мертвой колонной на участке так называемого Неверского тракта. Люди на неделю остались отрезанными от цивилизации: на сотни километров вокруг нет ни горючего, ни пищи, ни воды. Ночные холода ниже нуля заставили не глушить моторы, но ведь бензин кончается. В колонне прямо в автобусе случились роды. Люди ели и пили то, что удалось найти в разбитых машинах. Но и пища закончилась, а среди пленников дороги были и женщины, и дети. Завал растаскивал единственный трактор. Когда Сергей Саркисян, работавший без перерывов и перекуров в течение двух суток, на третьи сутки взмолился, что хочет передохнуть, так как засыпает за рычагами, то озверевшие и отчаявшиеся водители избили его и сломали нос. Машины, вытягиваемые буксиром, оставляли за собой оторванные бамперы и бензобаки и пробитые коробки и двигатели, так как скальная порода, лежащая на дне глиняной трассы, срезает все.

Для жителей Садового кольца, и прежде всего ответственных чиновников, эти попытки привлечь общественное внимание непонятны и глубоко наивны. Ответы на наши выступления и запросы были такие: “А там МЧС не нужно. Это у них каждый год такая ситуация”. Конечно, можно отправлять инженерные войска строить мосты в Ливане. Но стоит помнить, что налоги, за счет которых это делается, платят те самые застрявшие в грязи граждане. Эти граждане в XXI в. периодически оказываются в положении жителей Амазонки. Каждый год местные власти молятся, чтобы трасса М-56 поскорее замерзла. А в ответ на требования жителей повторяют из года в год: недостаточное финансирование и вечная мерзлота. Правда, в аналогичном климате Аляски и Канады дороги почему-то есть.

По последним данным, полученным от местных водителей, колонну растащили, но легковые машины не могут там проехать по-прежнему. Дорогу пытаются засыпать скальным грунтом, правда, в мероприятии, по словам очевидцев, участвует меньшее количество техники, чем сообщил мне руководитель Росавтодора. Но, конечно, проверить количество пригнанной техники из московского кабинета сложно.

В понедельник мы отправили письмо на имя Михаила Фрадкова с описанием ситуации и будем с нетерпением ждать ответа. Надеемся, по крайней мере, что картинку с места событий покажут, например, в программе “Вести. Дежурная часть” федерального телеканала “Россия”. Важно, чтобы все жители России видели настоящий русский экстрим.