Команда для розницы


“Он удвоится за три года”, – говорил прошлым летом в интервью “Ведомостям” о планах роста бизнеса HSBC в России руководитель его московской “дочки” Джеффри Ассельстайн. Он не скрывал, что в сфере интересов HSBC – потребительские кредиты и ритейл, страхование, управление активами. Но уверял, что конкретных планов в отношении этих сегментов рынка нет.

Однако в сентябре Ассельстайн покинул московский офис HSBC. В банке объясняют отставку Ассельстайна собственным желанием. Связаться с самим Ассельстайном не удалось. А один из его знакомых уверяет, что Ассельстайн захотел вести более оседлый образ жизни, не мотаясь по свету в качестве менеджера глобального банка с тремя детьми.

Место Ассельстайна занял Джонатан Хартли, который входит в совет директоров российского HSBC и числится топ-менеджером в HSBC International – подразделении глобального банка, отвечающем за услуги частным и корпоративным клиентам в континентальной Европе и России. Пока кандидатура Хартли не утверждена Центробанком. Но он уже приехал в Москву с семьей, рассказал один из сотрудников банка. Хартли работает в HSBC уже более 10 лет и имеет опыт работы на новых рынках. В 1996 г. он возглавил офис первого иностранного банка на Мальте – Midland Bank PLC (входит в группу HSBC).

Смена главы российской “дочки” может быть связана с планами банка по развитию розницы, считает аналитик “Тройки Диалог” Эндрю Кили. Ведь в середине сентября работать в российский HSBC приехал Крис Бэрри, который до тех пор курировал розничный бизнес банка в Саудовской Аравии. В московском офисе он занял пост руководителя подразделения персональных финансовых услуг – до сих пор такого подразделения в банке не было, он предлагал только корпоративные и инвестиционно-банковские продукты. Вместе с Бэрри запускать розничный проект предстоит Светлане Мишустиной. До прихода в HSBC она работала в “Америкэн Экспресс Международные Услуги”, а ранее управляла Смоленским отделением Райффайзенбанка. С Бэрри и Хартли связаться не удалось – первый находится в командировке до 17 октября, а со вторым секретари банка соединить не смогли. Мишустина же подтвердила, что банк планирует выйти в сегмент розничных услуг. Обсуждать подробности она отказалась.

HSBC получил генеральную банковскую лицензию еще в 2000 г. “У нас амбициозные планы развития и увеличения объема операций в России”, – говорит представитель HSBC Ричард Линдсэй. Он также не спешит раскрывать подробности розничной экспансии, обещая сделать это в январе следующего года. Он отказался комментировать вопрос о том, связано ли назначение Хартли с выходом банка в розничный сегмент и будет ли банк покупать местных игроков. “Мы концентрируемся на органическом развитии”, – отметил он. По всему миру у HSBC около 41 млн розничных клиентов, банк выдает потребительские кредиты, кредитные карты, ипотечные кредиты, принимает вклады, управляет сбережениями и пенсионными накоплениями.

Впрочем, конкуренты HSBC не ожидают агрессивного прессинга с его стороны в ближайшее время. По мнению вице-президента Ситибанка Натальи Николаевой, в сегодняшней ситуации на построение розничного бизнеса в России у глобального банка может уйти от двух до четырех лет.