Живее оставшихся в живых


Первый канал начал показ второго сезона сериала «Остаться в живых» (Lost) американского телеканала ABC. А в книжных магазинах появились издания с лицами главных героев сериала на обложке. Только в этих книжках речь идет не о тех героях, которых зрители видят на экране.

«Остаться в живых» – история о том, как самолет терпит крушение над загадочным тропическим островом и сорок с лишним пассажиров, уцелевших в авиакатастрофе, вынуждены бороться за жизнь. Попутно выясняется, что каждому выжившему есть что скрывать. Эпопея идет в 70 странах, по данным Informa Telecoms and Media, она стала вторым по популярности телешоу в мире, уступив только сериалу CSI: Miami. В США премьерный показ пилотной серии «Остаться в живых» в сентябре 2004 года собрал 18,65 миллионов зрителей, шоу получило множество наград, в том числе «Золотой глобус» и 6 премий «Эмми». Журнал Entertainment Weekly назвал «Остаться в живых» «культовым прорывом».

Россия тоже включилась в Lost’оманию: по данным исследования «ТВ Индекс» TNS Gallup Media, за неделю с 18 по 24 сентября серия «Остаться в живых», показанная в среду, оказалась на пятом месте по популярности в России (в городах с численностью населения более 100 тыс. человек) с рейтингом 8,7% и долей программы 23,7%. А в Москве в ту же среду «Остаться в живых» занял первое место. Одновременно с началом показа первого сезона издательство «Амфора» выпустило книги Кэти Хапка «Остаться в живых. Вымирающие виды» и «Остаться в живых. Тайное имя» – романы на основе сериала. На очереди третья книга из этого цикла.

В романах рассказываются истории пассажиров злосчастного рейса 815, но не главных героев сериала. Выживших пассажиров примерно втрое больше, чем персонажей, за чьей судьбой следит зритель, и роль этой массовки в сюжете неясна – во всяком случае, пока. Эти «запасные игроки» и становятся героями книг, в которых не раскрывается ни одна из загадок таинственного острова, но зато появляются не охваченные сериалом темы вроде борьбы за права животных или попытки бедняка обманом войти в высшее общество. Главные герои сериала тоже возникают на страницах: словно забегают на секундочку с телеэкрана, произносят две-три фразы и убегают обратно. От этого кажется, что мир «Остаться в живых» разрастается, выходит за пределы экрана, становится почти реальным. Благодаря такому эффекту книги с «открытым» финалом, мало понятные незнакомому с сериалом читателю, мгновенно стали бестселлером.

Елена Родина, PR-менеджер торгового дома «Амфора», рассказывает: «Первая книга – «Вымирающие виды» – изначально была издана в количестве 50 тыс. экземпляров, но через месяц стало понятно, что нужен дополнительный тираж. Итоговый тираж на сегодняшний день составляет 60 тыс. экземпляров. Вторую книгу  – «Тайное имя» – сразу выпустили в количестве 60 тысяч». Тираж третьей книги, которая появится в продаже 24 октября, пока неизвестен.

Практика создания романов на основе фильмов существует с конца 20-х годов. Написанием новеллизаций не гнушались в частности Артур Кларк и Ян Флеминг. Обычно такие книги издаются главным образом для того, чтобы получить дополнительную прибыль от проекта. Но в случае с сериалом «Остаться в живых» вся «побочная» продукция (сайты, видеоигры, романы) не просто приносит прибыль, она еще и заставляет глубже поверить в реальность описанных событий. «Запасные», невидимые герои дают зрителю возможность примерить мир сериала на себя: ведь эти персонажи лишь наблюдают за происходящим – как и сам зритель. Возникает чувство сопричастности.

Возможно ли подобное в случае с российскими сериалами? Их новеллизации издаются уже не первый год, но вот проектов, где маленький сериальный мирок вдруг превращается в большой и пугающе реальный мир, кажется, пока не видно ни на экране, ни на книжном прилавке. Один из сценаристов сериала «Не родись красивой» Алексей Красовский считает, что шоу такого уровня, как «Остаться в живых», в России пока нет и в ближайшее время не предвидится, «а какая-нибудь соседка Кати Пушкаревой, героини «Не родись красивой», мало кому интересна. И не потому, что она соседка, а потому, что ей нечего будет добавить. Успех историй о «Золушках» всегда сиюминутен. А «Остаться в живых» – это вектор, сериал, изменивший представление о сериалах вообще и о сценаристах таких сериалов в частности. Недостижимая пока для нас высота».

Кэти Хапка. «Остаться в живых. Вымирающие виды». – СПб.: «Амфора», 2006

Кэти Хапка. «Остаться в живых. Тайное имя». – СПб.: «Амфора», 2006