Раскрыть карты


Неудобные секреты

Консультативный совет по иностранным инвестициям (КСИИ), созданный в 1994 г., проходит раз в год при участии российского премьера, министров и руководителей крупнейших зарубежных компаний, работающих в России. На этот раз главной темой обсуждения станет режим секретности, который мешает нормально работать в России нефтегазовым компаниям. Дело в том, что данные о балансовых запасах и объемах добычи, топографическая, геодезическая, картографическая информация часто квалифицируются как гостайна, с которой иностранцам работать запрещено (а без этих сведений даже пробурить скважину невозможно). Кроме того, иностранные публичные компании обязаны раскрывать информацию о балансовых запасах и объемах добычи. Та же проблема коснулась “Роснефти” после IPO, “Газпрома” после либерализации торговли акциями, “Лукойла” и ТНК-ВР, имеющих иностранных акционеров.

“Чрезмерные ограничения”, как подчеркивается в материалах КСИИ, мешают компаниям работать, создают риски приостановки и отзыва лицензий. Это сказывается на объемах геолого-разведочных работ в России. По прогнозу ВР, воспроизводство запасов углеводородов в освоенных регионах в ближайшие 10–15 лет составит 30–40%.

В правительстве признают, что проблема существует. Чиновник Белого дома говорит, что Межведомственная комиссия правительства по защите гостайны поручила Минэкономразвития разработать методику оценки последствий засекречивания информации. По словам чиновника, в ближайший месяц Минобороны снимет часть ограничений и начнет распространять материалы аэро- и космических съемок территории страны. “Гриф секретности предполагается сохранить только в отношении картографических и иных материалов... свободное размещение которых может нанести ущерб обороне и безопасности государства”, – указано в материалах к КСИИ.

Дефицитная реклама

Не меньшее беспокойство у иностранцев вызывает новый закон о рекламе, который ограничивает ее объем на ТВ. С 1 июля 2006 г. телеканалы не вправе отдавать рекламе больше 15% эфирного времени в сутки и более 20% – в час. Количество рекламы сократится на 10–15% по сравнению с 2005 г., предрекают инвесторы. А с 1 января 2008 г. ограничения будут еще жестче – не более 15% рекламы в час, что сократит ресурсы еще на 15–20%, а цены вырастут в 2,5 раза, говорится в материалах к совету.

Если сейчас продвигать новые товары с помощью телерекламы могут себе позволить компании с оборотом в 1–1,5 млрд руб. (вывод нового бренда обходится им в 120–180 млн руб. в год), то в 2008 г. планка поднимется до 4–5 млрд руб. “Часть дополнительных издержек компании включат в цены”, – грозят инвесторы. Из-за роста рекламных расходов инфляция в 2007 г. может вырасти на 0,7%, а в 2008 г. – на 1,1%. Избежать проблем можно, либо отменив ограничения, либо отсрочив их введение до 2010 г.

Всплеск инфляции вполне возможен, считает экономист банка “Траст” Евгений Надоршин. Компании не смогут заменить ТВ на другие рекламные ресурсы, потому что “любые другие носители по эффективности даже близко не стоят”.

“Малореально, что закон будет изменен в части ограничений на объем рекламы”, – считает автор закона депутат Владимир Мединский. По его словам, желание компаний покупать рекламу дешевле, чем в Восточной Европе, понятно, но это не соответствует емкости рынка. “Такое желание не основание для изменения закона”, – заключает депутат.