Кожезагрязнитель


О возможной приостановке деятельности некоторых предприятий Богородска еще в августе 2006 г. заявил председатель комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области Николай Соколов. По его словам, в черном списке экологов числится около 10 предприятий района, которые сбрасывают неочищенные сточные воды в канализационную сеть Богородска. Но самые радикальные меры экологи решили применить только к двум, наиболее злостным, по их мнению, нарушителям – ЗАО “Бокоз” и ОАО им. Юргенса, к которым областной комитет 8 ноября подал иск в арбитражный суд с требованием приостановить их работу. Факт подачи иска “Ведомостям” подтвердила специалист отдела анализа и обобщения судебной практики и информатизации Нижегородского арбитражного суда Ирина Логинова.

Основанием для подачи иска стала очередная проверка на предприятиях Богородска в сентябре 2006 г. По словам заместителя председателя комитета, начальника управления по экологическому контролю Дмитрия Каменева, проверка выявила превышение временно допустимых норм предельно допустимой концентрации по жирам – до 3000 раз, сульфидам, фенолам и хрому – в 5000 раз (к примеру, по сульфидам – в 7931,3 раза). “Такая концентрация вредных веществ губительна для городских систем очистки и в конечном итоге – для местных водоемов”, – отметил Каменев.

Ранее в регионе не применялись крайние меры вплоть до закрытия промышленных предприятий, сказал Каменев. А нижегородский межрайонный природоохранный прокурор Елена Корнишова рассказала, что ее ведомству приходилось закрывать через суд мелкие (менее 20 работников) деревообрабатывающие предприятия региона за неправильное размещение отходов производства.

Директор нижегородского экологического центра “Дронт” Асхат Каюмов назвал проблему сброса неочищенных сточных вод “застарелой болезнью” Богородска. Все мирные способы ее решения исчерпаны, полагает он, поэтому закрытие производств – единственный действенный шаг.

Предприятия-ответчики знают о претензиях экологов. Гендиректор ОАО им. Юргенса Вячеслав Константинов рассказал, что его завод планирует заключить договор с немецкими специалистами, которые готовят проект инвестиций в модернизацию систем очистки. На реализацию проекта, начало которой намечено на 2007 г., предприятие планирует взять кредит в одном из немецких банков на сумму около 7,5 млн руб., сообщил Константинов. Однако Константинов полагает, что выдвигаемые экологами требования слишком завышены. “Получается, что сточные воды должны быть почти как питьевая вода. Достичь такой очистки не смогут никакие технологии в мире”, – констатирует он.

С ним соглашается главный инженер ЗАО “Бокоз” Михаил Фарафонов. Требования экологов слишком жесткие и выполнить их практически невозможно, говорит он. Фарафонов сообщил, что на предприятии решается тем не менее вопрос реконструкции очистных сооружений. “Два месяца назад мы выкупили комплекс очистных сооружений с одного завода и сейчас думаем, как рациональнее его использовать”, – отметил он.

Юристы полагают, что до закрытия предприятий дело не дойдет. Закрытие предприятий – очень редкое явление, обычно суд ограничивается штрафами и добивается устранения нарушений, говорит руководитель департамента “Недвижимость. Земля. Строительство” юридической фирмы “Вегас-Лекс” Юрий Борисенко. “В моей базе за последние 2,5 года накопилось 12 дел по фактам закрытия предприятий. Из них только одно закончилось в пользу истца – Росприроднадзора Курганской области, который в 2006 г. закрыл предприятие “Курганспецснабкомплект” за то, что оно разрабатывало песчано-гравийный карьер в водоохранной зоне без согласования с федеральными органами исполнительной власти”, – рассказал Борисенко. По его мнению, богородские предприятия-ответчики, скорее всего, постараются устранить имеющиеся нарушения до того, как суд вынесет окончательное решение.