Колонии дизайнеров


Онлайн-магазин британской благотворительной организации Fine Cell Work (www.finecellwork.co.uk) предлагает диванные подушки, коврики, кресла и многие другие вещи, изготовленные в местах лишения свободы. На сайте www.madeinjail.com продаются абажуры для ламп, хлебницы, конфетницы, детские игрушки, панно. Судя по всему, предметы интерьера, сделанные заключенными, идут неплохо. «Качество изделий отличное, – говорит Кит Кемп, совладелица лондонской сети отелей Firmdale Hotels. – Эти вещи нам сразу понравились, как только мы их увидели на выставке. А когда узнали, кто их сделал, то прониклись к ним особой теплотой».

Изделия с зоны выглядят довольно привлекательно: высокое качество достигается благодаря тому, что в тюрьмах проводятся мастер-классы – уроки заключенным дают специалисты из Королевской школы шитья и Гильдии мастеров по пэчворку и вышивке. На изнаночной стороне каждой вещи – будь то лоскутное одеяло, вязаная сумочка, аппликация из шелка, хлопка или фетра – вышито имя ее автора. Цены варьируются от 100 фунтов за диванную подушку до 500 фунтов за вышитый коврик. Двуспальное одеяло обойдется в 800 фунтов. Высокие цены объясняются кропотливой работой: чтобы вышить подушку, потребуется полгода, а на изготовление кресла может уйти год.

Привлекать заключенных к творчеству в Великобритании начали давно. Еще в 1819 году Элизабет Фрай, реформатор пенитенциарной системы, организовала кружок по шитью в тюрьме в Ньюгейте. Система в том виде, в котором она существует сегодня, начала формироваться после посещения леди Энн Три женской тюрьмы в Холлоуэе в 1960 году: приговоренные к пожизненному заключению женщины вышили под руководством учителей из Королевской школы шитья два ковра, которые позднее были проданы по 10 тысяч фунтов каждый. Тогда женщины-заключенные не получили никаких денег от продажи. Энн Три создала в 1995 году организацию Fine Cell Work и зарегистрировала ее как благотворительное общество. Отныне треть денег от продажи предметов, сделанных отбывающими наказание, идет им самим. В год набегает до 500 фунтов стерлингов.

Российские «сидельцы» тоже не теряют времени даром: в колониях производят не только примитивные поделки из бересты или хлеба, но и более качественные вещи.

«С одним оптовиком мы заключили контракт на реализацию картин из камня», – поделился с «Пятницей» начальник управления трудовой адаптации ФСИН России Андрей Матвеев. По его словам, договоренностями с фирмами-реализаторами часто определяется «художественный» профиль той или иной колонии. В исправительных учреждениях Кировской и Ульяновской областей плетут мебель из лозы, в Томской, Кировской и Ленинградской специализируются на керамике, отбывающие наказание в колониях Московской области делают куклы и мягкие игрушки.

Продукция российских заключенных продается в обычных магазинах, но специально не маркируется, так что догадаться о ее происхождении невозможно: считается, что подробная информация о производителе может отпугнуть покупателей.

(Использованы материалы FT)