В листе ожидания


“В Самаре не хватает гостиничных номеров в любой ценовой категории”, – говорит директор сети отелей “Азимут” Сергей Лысенков. “Для того чтобы поселить клиента в гостинице, мы вынуждены делать бронь за месяц, но подобрать что-то подходящее клиенту очень сложно”, – рассказывает Варвара Рабинович, менеджер туристического агентства “Интурист-Самара”. “В Самаре бурно развивается бизнес, все больше людей приезжают в город с деловыми целями – они “виноваты” в том, что спрос на рынке гостиничных услуг превышает предложение”, – говорит Сергей Винтаев, руководитель департамента оценки компании “Спектр недвижимости”. С ним согласна директор отеля Hansa Елена Баландина. По ее словам, поток приезжающих в Самару с каждым годом увеличивается, что делает нехватку качественных номеров еще более острой.

Александр Гриценко, заместитель директора отеля Ost-West, добавляет, что основная часть их клиентов – это и командированные, поэтому мертвый сезон в гостинице наступает обычно летом. Рабинович отмечает, что за последние один-два года предпочтения людей поменялись. “Многие приезжие, особенно бизнесмены, хотят хорошего сервиса, и даже в условиях дефицита их уже не устраивает гостиница ниже “3 звезд”, – говорит она. “Из отелей и гостиниц, которые сегодня востребованы у приезжих, можно выделить “Европу”, Ost-West, “Азимут Отель Самара”, “Корону” и “Экватор”, – добавила Рабинович.

По словам Баландиной, у многих клиентов востребованы гостиницы, которые находятся в центре города. “Клиентам не важно, старое или новое помещение гостиницы, все зависит от качества ее номеров, месторасположения”, – говорит Андрей Миноров, начальник отдела маркетинга и продаж гостиницы “Бристоль-Жигули”.

“Доступны по ценам старые, в основном частично реконструированные объекты – их большинство, – констатирует Гриценко. – Для более придирчивых клиентов есть “Ренессанс-Самара”, скоро появится Holiday Inn. Сказать, что рынок растет активно, нельзя”. Винтаев добавляет, что больше всего в городе ощущается недостаток гостиниц “3 звезды” – недорогих, но с хорошим сервисом. Гостиничный бизнес в Самаре развивается медленно, отмечают все участники рынка. “Среднестатистическая гостиница окупается в лучшем случае через 5–6 лет, самарские бизнесмены в большинстве своем не готовы ждать так долго – им нужно здесь и сейчас”, – сожалеет Баландина. “При правильном управлении среднегодовая рентабельность составляет 40–60%”, – агитирует инвесторов Миноров. Тем не менее, по его словам, за 5–6 лет окупится мини-отель с 10 номерами, с более крупными объектами инвестору придется подождать до 10 лет.

Пока в Самаре преобладают гостиницы, построенные в советское время и частично или полностью реконструированные. В их числе “Волга”, “Россия”, “Октябрьская”, “Националь” (сейчас – “Азимут Отель Самара”). Самой крупной, качественной и дорогой гостиницей по-прежнему остается четырехзвездочная “Ренессанс-Самара”, которой управляет Marriott International. Скоро в городе откроется вторая четырехзвездочная гостиница Holiday Inn на 170 номеров. Ее строительство финансирует холдинг “Волгабурмаш”. Заниматься управлением гостиницы будет Intercontinental Hotels Group (владеет гостиничным брендом Holiday Inn Hotels). Ранее объект заявляли к сдаче к концу 2006 г., но, по словам пресс-секретаря “Волгабурмаша” Ларисы Тарасовой, гостиница откроется не ранее 2007 г., сейчас идет набор персонала. Она не смогла объяснить причины задержки сдачи гостиницы в эксплуатацию.

В начале лета 2006 г. заработал гостиничный комплекс “Гостиный двор” (девелопер – компания “Электрощит”). Он расположен в довольно отдаленном районе Самары – на Красной Глинке. Комплекс на 45 номеров состоит из двух зданий и четырех коттеджей, в его инфраструктуру включены ресторан, VIP-зал и spa-салон. 34 номера относятся к экономклассу, семь – к VIP-классу, четыре номера представляют собой отдельные двухэтажные коттеджи.

К другим заметным событиям на рынке гостиничных услуг можно отнести ребрендинг гостиницы “Националь”, проведенный российской сетью отелей “Азимут”. “Националь” был приобретен инвестиционной компанией “Нерль” в 2004 г. (сеть отелей “Азимут” является дочерней структурой компании). В сентябре 2006 г. гостиница была переименована в “Азимут Отель Самара”, в дальнейшем, как рассказал Лысенков, будет проведена реконструкция здания. Кроме того, по информации участников рынка, сейчас идет частичная реконструкция и ремонт в гостинице “Экватор”.

Гриценко рассказал, что в начале 2007 г. будет сдана гостиница “Ост-Вест Сити” на 28 номеров, она будет располагаться в центре города – на ул. Осипенко.

В 2006 г. было заявлено еще несколько новых проектов. Самарская компания “Альфа-стиль” намерена построить трехзвездочный гостиничный комплекс в центре города. В компании затрудняются рассказать о деталях проекта, мотивируя это тем, что пока идет сбор разрешительной документации.

О намерении построить отель высокого класса в Самаре заявила шведская компания Rezidor SAS Hospitality, развивающая сети отелей под марками Radisson SAS и Park Inn.

По данным участников рынка, цены на гостиничные номера и услуги растут в год на 5–10%. “Например, в 2–3-звездочной гостинице стандартные однокомнатные номера стоят от 1900 до 2800 руб., люксы – от 3000 до 10 000 руб.”, – рассказал Миноров.