Просто зима такая


Вторая половина декабря. Вечер. Снегопад. Автомобили на Тверской уже второй час стоят неподвижно. По разделительной полосе дороги в сторону магазина Fauchon практически бежит мужчина лет сорока в кашемировом пальто. В руках у него четыре пакета из магазина Mercury. Выражение лица как у Брюса Уиллиса в фильме «Армагеддон». Подготовка к Новому году в Москве в самом разгаре.

Счастье маркетолога

Новый год у нас самый главный праздник. Не только в смысле покупки бриллиантов. А в смысле покупки всего на свете – от шампанского до домашних тапочек.

«Нет ни одного такого праздника, как Новый год, когда люди готовы тратить чуть ли не все свои сбережения. Компании массового сектора предлагают сэкономить и обещают фантастические скидки. Потребителю люксового товара, наоборот, предлагают потратить очень много денег – приобрести лимитированные, эксклюзивные вещи. В любом случае затраты на бюджет «праздничного маркетинга» окупаются сторицей», – говорит Эльнара Дадашева, директор по маркетингу IMG Fashion Россия/СНГ.

Надо сказать, что к Новому году серьезно относятся не только продавцы. Мы с вами – покупатели – готовимся к нему тщательнее, чем ко всем остальным праздникам. И любим его больше всех остальных – с самого детства, правда?

Елка в ноябре

Раньше, оказавшись в Европе в середине ноября, мы удивлялись: «Зачем ставить елки так рано? Зачем украшать город, в котором еще нет снега, праздничными гирляндами?»

В этом отношении к празднику нам чудилось что-то обидное и глубоко противное русскому характеру. Сплошной маркетинг и желание продать как можно больше подарков. «Елка в ноябре не радует – неужели непонятно?!» – так и хотелось крикнуть непроницаемо-улыбчивым заграничным продавщицам.

С тех пор многое изменилось. Мы научились планировать путешествия за год вперед – чтобы получать лучшие гостиничные номера в Санкт-Морице. Мы привыкли, что столики в некоторых ресторанах нужно заказывать заранее – иногда за месяц.

Теперь подготовка к Новому году в нашем городе начинается все раньше и раньше. В этом году уже 3 декабря Москва выглядела как накануне праздника. Елки на главных площадях, иллюминация, праздничные витрины. На Красной площади открылся каток, который будет работать до Масленицы.

Даже магазины, трепетно хранящие советские традиции, в этом году сдались. Гастроном «Елисеевский», например, тоже следует новым правилам. «Теперь мы ориентируемся на общемировые стандарты, – говорит Татьяна Краснова, исполняющая обязанности руководителя отдела рекламы торговой сети «Алые паруса» (в управлении этой сети находится «Елисеевский»). – И если раньше мы начинали украшать витрины в двадцатых числах декабря, теперь действуем иначе. В этом году работы по праздничному декорированию провели уже 15 ноября – по распоряжению правительства Москвы».

Изобретательные продавцы

Впрочем, не только Снегурочки и Деды Морозы украшают витрины. Некоторые магазины проявляют фантазию. Это, конечно, пока не изобретательность нью-йоркских универмагов, которые соревнуются между собой и устраивают в витринах кто порочное парижское кабаре, кто сценки из фильмов.

Но тем не менее. Вот, например, «Дикая орхидея» в первых числах декабря выставила в витринах манекены, наряженные в черные шелковые плащи и украшенные стразами маски. Маску с витрины можно купить.

Маски – это специальное новогоднее предложение. Оно не одно такое – в декабре трудно найти магазин, в котором нет специальных предложений. Все популярнее становятся подарочные сертификаты. Теперь их предлагают не только в парфюмерно-косметических магазинах, но и, например, в бутике St. James, где продается классическая мужская одежда.

Другой непременный атрибут предновогоднего шопинга – скидки. «Со скидками всегда сложно, – комментирует владелец магазина UK Style Андрей Ковалев. – Бутики смотрят друг на друга. Ага, если все начали, то и нам пора. Или, может, еще подождать?» Действительно, единой даты начала распродаж, как в Италии, у нас нет. Поэтому за скидками просто нужно внимательно следить. В области одежды начинают всегда магазины «Крокус Сити Молл», а последними сдаются ЦУМ и бутики компании Mercury.

Ориентиром тут могут служить елки на городских площадях. Как только появились – жди начала распродаж.

Впрочем, на отдельные категории товаров скидок не бывает даже под Рождество. Например на бриллианты.

«Новый год – это самый главный праздник. Восьмое марта, День святого Валентина – тоже, конечно, поводы. Но многие мужчины даже на день рождения жены выступают не так активно, как на Новый год. В общем, самые серьезные покупки приходятся именно на это время», – говорит Анна Верболова, руководитель VIP-проектов ювелирного дома «Голконда».

Светлана Фатеева, директор бутика Articoli Sublime, согласна с Анной Верболовой: «Разумеется, Новый год – один из самых лучших периодов продаж. Это вообще особенный период: в это время москвичи покупают дорогие и очень дорогие вещи с большей легкостью, без особенных раздумий».

«Под Новый год продавец превращается в короля, а покупатели начинают конкурировать за его внимание и товары. Ведь подарков надо успеть купить так много, а соперников-покупателей целые толпы», – говорит Дарья Матвеева, тренер-консультант консалтингового агентства Dolphingames.

В движении

Удивительно, но и предновогодние пробки в Москве начинаются одновременно с появлением елки на Красной площади. Интенсивность движения, по оценкам УГИБДД Москвы, увеличивается на 20%.

Пробки уже успели стать новогодней традицией, как фильм «С легким паром!» Этому есть разные объяснения: люди меняют привычные маршруты, отправляясь за покупками, в городе прибавляется машин с номерами других регионов, автомобили ставят в два, три ряда, потому что невозможно найти место для парковки – и из-за этого заторы становятся еще больше. Тенденция, по оценкам УГИБДД Москвы, такова: предновогодние заторы начинаются все раньше и раньше. Нынешний год – рекордсмен и в этом отношении. Игорь Колосков, сотрудник отдела пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД Москвы, говорит: «Каждый год мы обращаемся к населению с просьбой подумать о подарках заранее, напоминаем, что магазины есть не только в центре, но и на МКАД. Но все равно люди едут в магазины в самый последний момент».

Между прочим, некоторые москвичи все-таки прислушиваются к советам сотрудников ГАИ и садятся в метро.

Александрина Маркво, совладелец пиар-агентства FaceFashion, рассказывает: «Я бываю в метро раз в год – именно перед Новым годом. Вообще-то стараюсь передвигаться на автомобиле, но в декабре приходится терять по три-четыре часа в пробках. А я не могу себе этого позволить».

Что делать

«В предновогодний период человек действительно ощущает внешнее давление. Празднично оформленные витрины, рождественские распродажи, суета вокруг заставляют каждого из нас испытывать не только радость, но и беспокойство», – говорит доцент Высшей школы психологии Наталья Габриелян.

Причины для беспокойства достаточно очевидны: я не успеваю купить всем подарки, самые лучшие и дешевые вещи уже расхватали, я опаздываю. «Таким образом формируется самое настоящее чувство вины»,  – продолжает Наталья Габриелян. Именно из-за этого чувства в декабре кажется, что все вокруг на грани нервного срыва, и нет ни сил, ни желания готовиться к празднику.

Есть три способа борьбы с этим чувством вины. Можно выбрать магазин в двух шагах от дома или работы и купить все подарки там в ускоренном режиме. Так делают очень многие, и далеко не всегда купленные в спешке подарки оказываются неудачными. Ведь новогодний подарок должен прежде всего удивлять. Так что пяльцы или акварельные краски тоже могут считаться подарком.

Можно попытаться преодолеть внешнее давление, перестать нервничать и сказать себе: «В конце концов за подарки на Новый год отвечаю не я, а Дед Мороз. И если что-то не успею сделать до Нового года, сделаю после». Этот способ требует изрядного самообладания или особых психологических тренингов.

И, наконец, способ самый очевидный – сделать покупки заранее.

До начала ужасных пробок, рождественских спецпредложений, из-за которых тратишь больше, чем экономишь, и до начала всеобщей истерики.

Но нет. Социолог «Левада-центра» Ирина Палилова говорит: «Привычка запасаться подарками заранее может появиться в нашем обществе только в условиях более стабильного материального положения и экономической ситуации в стране в целом. Пока мы покупаем впрок только предметы первой необходимости. Приобретение подарков откладывается на последний момент».

Кроме того, предновогоднее напряжение нервов и физических сил тоже становится частью ритуала. И получить удовольствие от ставших такими длинными новогодних каникул удается, только как следует измучив себя накануне.

Нам, конечно, приятно, что уже 3 декабря на Красной площади есть каток и елка.

Но мы не будем торопиться – пока не выпадет снег, не начнутся пробки и не появится настоящее новогоднее настроение. Потому что покупать подарки без новогоднего настроения – это вранье и маркетинг.

Поэтому третий способ – только для зануд. Вот скажите, вы лично уже купили все подарки к празднику? Разумеется, нет. Так что увидимся в ГУМе, ЦУМе и далее по списку.

Возможно, наши дети научатся вести себя иначе. Есть некоторая надежда хотя бы потому, что снежинки на окна детских садов каждый год прикрепляют все раньше и раньше. Уже с середины октября окна детских садов заклеены кривовато вырезанными бумажными кругляшами. А на этой неделе к ним добавили мишуры.