Eventis дошла до Узбекистана


Узбекистан – третья страна СНГ, телекоммуникационный рынок которой заинтересовал Eventis. В мае эта компания запустила при консалтинговой поддержке “Мегафона” вторую в Киргизии GSM-сеть “Бимоком”, а на днях выиграла конкурс на строительство третьей GSM-сети в Молдавии. Опыт участия в проектах, связанных с широкополосной связью, у Eventis тоже имеется: она около года являлась акционером компании “Синтерра”, строящей сети WiMax в России.

Как рассказал “Ведомостям” совладелец Eventis Telecom Владимир Андросик, его компания приобрела контрольный пакет акций узбекского оператора передачи данных Sarcor Telecom. Оператор обслуживает более 1000 пользователей широкополосного доступа в Интернет и около 15 000 dial-up-пользователей, ее годовой оборот – около $2 млн. В Ташкенте у Sarcor имеются беспроводные сети, позволяющие передавать данные по технологиям RadioEthernet и Pre-WiMax. Цену сделки и имена продавцов Андросик не раскрыл, отметив лишь, что пакет продан основателями компании – физическими лицами, у которых теперь осталось менее 49%. Старший аналитик “Тройки Диалог” Андрей Богданов полагает, что Eventis заплатила за контроль не более $1 млн.

По словам Андросика, в крупных городах Узбекистана Eventis готова инвестировать до $5 млн в развитие широкополосного доступа в Интернет по технологии xDSL, а также в беспроводные технологии Wi-Fi и WiMax. Он рассчитывает на поддержку партнеров из Sarcor, которые знакомы со спецификой местного рынка. Гендиректор Sarcor Telecom Шухрат Шаназаров надеется, что Eventis Telecom поможет оператору расширить территориальное присутствие и спектр услуг.

Эксперты по-разному оценивают перспективы узбекского рынка. По словам ведущего аналитика Comnews Research Наталии Аристовой, с 2005 г. жители страны живо интересуются широкополосным Интернетом. Сейчас, по ее оценкам, этими услугами в Узбекистане пользуются 2,3% населения. А аналитик iKS-Consulting Татьяна Толмачева считает потенциал узбекского рынка скромным, объясняя это, в частности, низкой платежеспособностью населения, монопольным положением “Узбектелекома” и наличием в стране интернет-цензуры. По данным iKS-Consulting, в 2005 г. объем рынка интернет-доступа в Узбекистане составлял всего $3 млн – менее 1% местного телекоммуникационного рынка. Но у Sarcor может быть сильное лобби в правительстве страны, допускает Толмачева. А Аристова напоминает, что в 2001 г. Sarcor первой разрешили арендовать иностранный канал у China Telecom.

Между тем Golden Telecom доволен развитием своей узбекской “дочки” Buzton. В частности, говорит директор по связям с общественностью и PR Golden Telecom Анна Чи-Го-Пин, в стране растет спрос на подключение к Интернету по технологии ADSL. У местного рынка интернет-доступа хороший потенциал: ведь пока на 100 жителей Узбекистана приходится менее трех компьютеров, добавляет она.