BRIC: Только два


Не многие концепции могут похвастаться такой же популярностью среди бизнесменов и политиков, как идея BRIC, “большой четверки”, включающей экономики Бразилии, России, Индии и Китая. Но, рассматривая эти страны как подобные, мы упускаем важное различие между ними: если укрепление Китая и Индии отражает реальное изменение баланса сил в их пользу, то Россия и Бразилия – это слабо интегрированные в мир экономики, приобретшие вес благодаря высоким ценам на сырье.

Принципиальное отличие Китая и Индии от России и Бразилии в том, что первые конкурируют с Западом за привлечение интеллектуального капитала, создают первоклассные университеты, инвестируют в высокотехнологичные отрасли с высокой добавленной стоимостью и успешно задействуют свои диаспоры в развитии “материнской” экономики. Китайские власти, например, работают над созданием в стране 100 университетов мирового класса, специализирующихся на естественных науках и инженерных специальностях. Индия может похвастаться одним из самых динамично развивающихся секторов информационных технологий за пределами США. В обеих странах действует множество мелких и средних компаний, успешно конкурирующих (а порой и доминирующих) на мировом рынке. Китай занят строительством инфраструктуры мирового класса, которая усилит его конкурентные позиции. Индийское правительство обещает заняться тем же.

Россия и Бразилия извлекают выгоду из высоких цен на сырье, но не пытаются инвестировать эти нежданные доходы в долгосрочное экономическое развитие. В России сосредоточились на концентрации природных ресурсов в руках государства в ущерб их эффективности и привлечению иностранных инвестиций. Бразильское правительство сопротивляется проведению структурных реформ. В области инфраструктуры оба государства находятся на уровне третьего мира. Ни та ни другая страна не является серьезным игроком в мировой конкурентной борьбе за привлечение ведущих специалистов.

Что это означает? После завершения очередной фазы сырьевого цикла Россия может столкнуться с жесткой экономической коррекцией со всеми ее геополитическими последствиями, а с истощением нефтяных запасов – и со структурным кризисом. Ситуация усугубляется тем, что производительность российских нефтяных активов быстро падает. Мы не хотели бы преувеличивать масштаб возможных проблем, но важно помнить, что очень мало кто предвидел крах СССР. Возможны и угрозы политическому статус-кво. В случае экономической стагнации велика опасность новой волны национализма и нестабильности. Подобный исход создаст как риски, так и возможности. Риски очевидны: это появление нестабильной России, которая снова будет искать свое место в мире. Возможности кроются в том, что нынешняя тенденция концентрации власти в Кремле может обратиться вспять. Россия может стать более открытой для внешних инвестиций в разработку природных ресурсов, ведь ей придется искать пути повышения производительности истощенных активов.

Предполагая преемственность власти в России, мы исходим из того, что администрация Владимира Путина успешно клонирует себя, посадив в 2008 г. в президентское кресло заранее подобранного кандидата. Но при этом мы недооцениваем возможность значительных политических изменений в случае окончания нынешней фазы сырьевого цикла.

Одновременно могут произойти значительные изменения и в Бразилии. Если период высоких цен на сырье не будет использован для реструктуризации экономики, повышения качества управления и инвестиций в инфраструктуру, страна вернется к обычному для большинства стран этого континента ритму взлетов и крахов. Учитывая значительную экономическую зависимость от экспорта сырья (около 40% экспорта), падение цен на металлы может разрушить прорыночный политический консенсус и резко ухудшить инвестиционный климат. Те, кто рассматривает Бразилию как один из столпов нового мирового порядка (а включение в BRIC предполагает именно это), недооценивают названные риски.

Нынешнее внимание западных политиков к энергетическим ресурсам не должно мешать поддержанию лидерства в области ресурсов интеллектуальных. Энергетическая безопасность крайне важна, но приоритетом США и Западной Европы должно стать сохранение ведущих позиций на рынке капитала, верховенство закона, поддержка финансирования фундаментальных исследований и создание среды, благоприятной для предпринимательства. Это и определит позиции Запада по отношению к странам, которые бросают подлинный вызов западному лидерству, – Китаю и Индии. Очевидно, что так называемые страны BRIC являются огромными развивающимися рыночными экономиками, влияющими на экономический и геополитический порядок. Политическим и деловым лидерам достаточно сконцентрировать внимание на Китае и Индии. (FT, 4.12.2006)