“АвтоВАЗ” приехал в Иорданию


Президент группы “АвтоВАЗ” Владимир Артяков в присутствии президента Владимира Путина и короля Иордании Абдаллы II подписал вчера с иорданской компанией General Automobile Industry соглашение об организации сборочного производства автомобилей Lada в Иордании, сообщил “АвтоВАЗ”. Мощность сборочного предприятия в Иордании, строительство которого начнется в этом году, составит 30 000 машин в год. Иорданские Lada, по словам представителя “АвтоВАЗа”, будут продаваться и в других странах Ближнего Востока, а также в Африке.

Такой завод, по оценке аналитика Deutsche UFG Елены Сахновой, может стоить $40–60 млн. Александр Жуков из “Метрополя” оценивает проект в сумму до $100 млн. Как будет вестись финансирование проекта, по словам представителя “АвтоВАЗа”, еще не определено. Но самим строительством будет заниматься иорданский партнер, а “АвтоВАЗ” будет поставлять машинокомплекты. Комментарии General Automobile Industry получить не удалось. Представитель “АвтоВАЗа” утверждает, что это один из крупнейших импортеров автомобилей на рынок Иордании.

До того как завод заработает, “АвтоВАЗ” намерен продавать через General Automobile Industry 3000 Lada в год. Иордания обязалась предоставить налоговые преференции на ввоз готовых автомобилей и сборочных комплектов, сообщил “АвтоВАЗ” в пресс-релизе.

“АвтоВАЗ” – не первый отечественный автоконцерн, заинтересовавшийся ближневосточным рынком. Поставки в эти страны осуществляют УАЗ и ГАЗ. У самого “АвтоВАЗа” есть сборочный проект в Египте мощностью около 3000 машин в год. “АвтоВАЗ” же хотел расширить поставки в арабские страны еще при Владимире Каданникове, но не успел, говорит источник на “АвтоВАЗе”. Новой команде помогли в этом связи “Рособоронэкспорта”, полагает он.

ФГУПу хорошо знаком этот рынок. Вчера же гендиректор ОПК “Оборонпром” (“дочка” “Рособоронэкспорта”) Денис Мантуров подписал с иорданским KADD контракт на поставку шести вертолетов Ка-226 на сумму $25 млн. Без “Рособоронэкспорта” “АвтоВАЗу” не удалось бы добиться льготных ставок, ведь в Иордании высокие пошлины на ввоз иномарок, напоминает сотрудник одного из российских автоконцернов.

Техническая возможность обеспечить производство 30 000 машинокомплектов у “АвтоВАЗа” есть – в 2004–2005 гг. завод прекратил их поставки на “Росладу”, принадлежащую “Соку”. Этот завод как раз и собирал 30 000–40 000 машин в год. Какие именно модели Lada будут собираться на заводе в Иордании, на “АвтоВАЗе” не говорят. Источник, близкий к автоконцерну, уверяет, что речь идет о “классике” – в Африке и на Ближнем Востоке много стран с низким уровнем жизни и неразвитым автопромом. “АвтоВАЗу” проект выгоден. Заводу надо наращивать экспорт, ведь с продажами на внутреннем рынке у него периодически возникают проблемы, резюмирует Сахнова.