Самый оборотистый


С июля 2005 г. крупнейшим оператором ММВБ был “Брокеркредитсервис” (БКС). В прошлом году его оборот составил 2,8 трлн руб. Но по итогам января он уступил 1-е место “Финаму”, клиенты которого заключили сделок на 250 млрд руб. против 241 млрд руб. у БКС.

“На 1-м месте по оборотам на ММВБ хотят быть все интернет-брокеры”, – говорит Михаил Беляев, управляющий директор “Открытия”, занимающего 3-е место. Там заключается больше всего сделок – на 14,9 трлн руб. в 2006 г. Треть из них совершили частные инвесторы, которых на начало года на бирже было зарегистрировано более 230 000. “Оборот – не главный показатель работы брокера, но на него всегда смотрят и клиенты, и конкуренты, он показывает популярность брокера и активность его клиентов и позволяет заработать на комиссии”, – объясняет Беляев.

Обе компании сделали ставку на массового клиента, наращивали филиальную сеть, создавали учебные центры, тратились на рекламу и стали лидерами, отмечает директор по маркетингу “Атон-Лайн” Андрей Суриков. Но “Финам” прибавлял намного быстрее и его лидерство по итогам января было очевидно заранее, говорит Беляев. На 2-е место “Финам” вышел в январе 2006 г., обогнав “Атон”. Тогда оборот БКС на ММВБ был вдвое выше – 139 млрд руб. против 67 млрд руб. у “Финама”. За прошлый год БКС увеличил его на 73%, а “Финам” – на 180%. В январе “Финам” добавил еще 33% и вырвался вперед, ведь результат БКС по сравнению с декабрем не изменился.

Условия у компаний практически одинаковы. Комиссия “Финама” составляет 0,01–0,045% от суммы сделки, у БКС – 0,015–0,045%. По словам брокеров, “Финам” не предоставляет аномально высоких “плечей” своим клиентам.

“Мы не ставили перед собой цели быть на 1-м месте или достичь какой-то цифры по оборотам, – говорит гендиректор “Финама” Виктор Ремша, – а просто развивали инфраструктуру, продукты, открывали филиалы в регионах, и это в какой-то момент дало результат”.

У “Финама” самая широкая сеть в стране, где можно купить их брокерские услуги, констатирует гендиректор “Алор+” Михаил Молчанов, называя это “уникальным преимуществом”. С ноября “Финам” открыл 17 представительств (всего их 86), рассказывает Ремша, и сейчас 80% оборотов компании приходится на региональных клиентов. БКС за прошлый год открыл семь филиалов, всего у компании их 62.

На продвижение в регионах “Финам” тратит 60% рекламного бюджета, который в 2006 г. составил $3 млн, рассказывает менеджер “Финама”. По его словам, на этот год запланировано примерно столько же. БКС свой рекламный бюджет не раскрывает. По словам источника, знакомого с этим показателем, в 2006 г. он был вдвое меньше, чем у “Финама”, а на этот год запланирован на уровне $3 млн. Эта сумма была большой, когда начиналась борьба за массового инвестора, но сейчас это немного, считает Суриков. Рекламный бюджет “Атон-Лайн” на 2007 г., по его словам, – $3 млн с возможностью увеличения. Это “сопоставимо по порядку” с рекламным бюджетом “Открытия”, говорит представитель компании, но сумму не раскрывает.

Розничных клиентов привлекает и очень развитый интернет-портал “Финама”, говорит Суриков. Молчанов называет портал “признанным лидером среди брокеров”. Вчера к 15.00 МСК его, по данным liveinternet.ru, посетили 26 890 человек – лучший результат в категории “Финансы”. Следом идут сайт “РБК-Украина” и двух компаний, предлагающих брокерские услуги на валютном рынке (Forex). Следующий интернет-брокер – на 27-м месте (NetTrader – 1953 человека), на 28-м – “Атон-Лайн” (1917 человек). За год посещаемость Finam.ru, по данным счетчика mail.ru, выросла в полтора раза до 264 160 человек (4-е место) в январе 2007 г. Для специализированного финансового сайта это много, отмечает представитель “Яндекса” Михаил Ушаков.

В “Финаме” успех своего сайта объясняют в том числе новой услугой Trade Center. Шесть трейдеров компании заключают сделки по собственным стратегиям, и за их действиями следят клиенты. Их сейчас более 1100, рассказывает пресс-секретарь “Финама” Владислав Кочетков. Самый агрессивный из трейдеров совершает 1–2 сделки в месяц, так что копирование клиентами их действий не дает заметных оборотов, но услуга служит приманкой. Гендиректор Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков называет ее суперуспешной.

На открытие регионального представительства тратится до $100 000, говорит Кочетков. Чтобы окупить затраченные на открытие 17 представительств $1,7 млн, клиенты “Финама” должны заключить сделок на ММВБ на 100–450 млрд руб. Если добавить рекламные $3 млн, получится 250–1000 млрд руб. Всего комиссионный доход “Финама” в 2006 г., по словам Кочеткова, составил около 400 млн руб.

БКС заработал 450 млн руб. комиссионных. “Мы равнодушно относимся к тому, что уступили первую строчку, – говорит вице-президент БКС Юрий Минцев. – Обороты на ММВБ – не самоцель, весь 2006 год мы работали над качественным повышением клиентской базы, и наши клиенты все больше оперируют на FORTS (секция фьючерсов и опционов РТС), на внебиржевых рынках, на западных площадках”. Объем торгов на FORTS в 2006 г. составил 2,7 трлн руб., из них на 826,7 млрд руб. заключили сделок клиенты БКС (2-е место). Оборот “Финама” – 424 млрд руб. (5-е).