Телекоммуникации в Санкт-Петербурге: “Построить сеть и занять долю рынка – это разные вещи”


В прошлом году один из крупнейших альтернативных операторов Петербурга – Golden Telecom (GT) объявил об изменении своей стратегии в регионах. Компания, раньше работавшая в основном с корпоративными клиентами, решила обратить внимание на частных абонентов. В Петербурге компания сконцентрируется на услугах широкополосного доступа в Интернет. В следующем году этот рынок войдет в фазу бурного роста, уверен вице-президент GT по деятельности в Северо-Западном регионе Сергей Савчук.

– Почему было принято решение развивать розницу и осваивать региональные рынки?

– Столичный рынок в отличие от регионов заполнился и уже почти не растет. Мы ищем новых клиентов там, где они быстрее появляются.

Темпы роста розничного рынка выше, чем корпоративного. Например, в некоторых регионах рынок широкополосного доступа в Интернет увеличивается больше чем на 50% в год. В ряде городов мы уже занимаем неплохие позиции в рознице. Например, в Калининграде принадлежащий GT оператор “Вестбалт Телеком” занимает примерно 30% рынка телефонии и доступа в Интернет.

– Но эта компания давно специализируется на услугах физлицам. А будете ли вы выходить в розницу там, где раньше оказывали услуги только корпоративным клиентам?

– На рынок телефонии физлиц в Петербурге мы пока не выходим. Он уже занят, да и строительство сетей будет стоить немало. А вот рынок широкополосного доступа нам интересен. Он сейчас на том же этапе развития, что и рынок сотовой связи пять лет назад.

В 2000 г. я работал в North-West GSM, и мы создавали бизнес-план и оценивали размер клиентской базы через пять лет в 500 000 человек. Никто не мог предвидеть такое бурное развитие, которое рынок пережил в 2002–2005 гг.

– Когда рассчитываете построить сеть?

– Cеть, покрывающая большинство петербургских домов, – это перспектива нескольких лет. Сроки будут различаться в зависимости от ситуации на рынке – мы выберем, плавно входить на рынок или интенсивно. Но построить сеть и занять долю рынка – это разные вещи.

– Вы выбрали уже технологию, по которой будете развивать сеть в Петербурге?

– Превалирующей технологии нет, она будет смешанной. Будем как прокладывать фиксированные сети, так и пользоваться технологией радиодоступа.

– Не кажется ли вам, что, если сеть будет построена на основе разных технологий, это может сказаться на качестве ее работы?

– Мы будем применять ту или иную технологию в зависимости от конкретной ситуации, на качестве работы это не скажется. Технологии взаимно дополняют друг друга, имея сравнительные плюсы и минусы. Оптоволокно имеет большую пропускную способность, а радиодоступ позволяет быстрее охватить аудиторию. При наличии технической возможности будем предоставлять услуги физлицам именно по оптоволокну. А в районах, куда не сможем быстро проложить сеть, будем использовать радиодоступ. Наш филиал пока не делает серьезной ставки на Wi-Fi. Ждем результаты коммерческой эксплуатации нашей сети Wi-Fi в Москве, чтобы определить перспективность строительства такой сети в Петербурге.

– Альтернативой строительству эксперты называли скупку домовых сетей. Что думаете об этом варианте?

– Не исключаем вариант покупки домовых сетей. Если найдем компанию, имеющую хорошую клиентскую базу и оборудование, которое можно интегрировать в нашу сеть, то будем рассматривать вариант ее покупки.

– Аналитики отмечали, что с помощью покупки домовых сетей на покрытие всего города может уйти $10 млн.

– Это абстрактные цифры, каждую домовую сеть нужно оценивать отдельно. Хотя порядок сумм соответствует оценкам.

– На рынке широкополосного доступа уже работает СЗТ, менее чем за год подключивший к своей услуге 50 000 человек, а также ТКТ и WebPlus. Не поздно ли выходить на него? Ведь перетягивать чужих клиентов всегда сложнее, чем подключать новых.

– По нашим расчетам, пик интереса к широкополосному доступу наступит в следующем году. Тогда эта услуга станет по-настоящему массовой. Рассчитываем побороться в первую очередь за новых клиентов, количество которых будет значительно больше 50 000.

– В этом году GT купил 65% акций компании Fortland, у которой есть лицензия на оказание услуг цифрового телевидения. Будете ли предлагать эту услугу?

– Будем заниматься всем, что приносит прибыль на рынке фиксированной связи. Цифровое телевидение имеет определенную перспективу. О реальной конкуренции пока говорить рано – рынок еще не сформировался.

– GT получил коды для междугородных и международных звонков пользователей только в начале этого года, хотя планы выхода на рынок дальней связи вы анонсировали еще в середине прошлого года. С чем связана такая задержка?

– Пока мы строили сеть, изменились правила игры. Мы сдали сеть по всей России в начале года, а потом вышло положение о том, что нужно подключиться ко всем зоновым операторам. На это нужно было время.

– Будете ли проводить масштабную рекламную кампанию, как поступили ваши конкуренты по рынку дальней связи?

– Мы только вышли на этот рынок. Массовую кампанию нужно проводить только в том случае, когда вероятна ее эффективность. Схема подключения петербургских абонентов к услугам дальней связи альтернативных операторов сегодня сложна. GT логично проводить рекламные кампании в тех регионах, где у клиента есть hot-choice (моментальный выбор оператора дальней связи путем набора его кода. – “Ведомости”). В Северной столице GT пока такую возможность не предоставляет.

– На какую долю рынка дальней связи вы претендуете?

– К 2010 г. GT планирует занять порядка 20% рынка дальней связи России.

– А как вы оцениваете свое место на рынке услуг связи для корпоративных клиентов?

– Точную долю назвать не могу, ведь у нас нет точных данных о доходах других операторов. Часто компании завышают свою долю, когда их об этом спрашивают журналисты. Одно могу сказать с уверенностью: мы пока занимаем твердое второе место на этом рынке после “Петерстара”.

– В прошлом году на телекоммуникационном рынке изменились правила игры. Повлияли ли они на работу вашей компании?

– Правила игры не могли повлиять на отношения с коммерческими клиентами. Поэтому для бизнеса GT на Северо-Западе этот год показал стабильный рост доходов. Выручка выросла примерно на 30%. Итоги по компании еще не подведены. Но за первые девять месяцев наша выручка на Северо-Западе составила $53,5 млн.