День ценой $4 млн

Е. Кузьмина

Рабочие всеволожского завода “Форд” потребовали повышения зарплаты на 30% осенью 2005 г. К весне 2006 г. они получили прибавку в 14–17%. Кроме того, администрация завода согласилась уравнять зарплаты работникам разной квалификации, выполняющим одинаковую работу, и допустить профсоюз к распределению фонда соцстраха. Чтобы добиться этого, профсоюз организовал одну часовую предупредительную и две “итальянские” забастовки.

А прошлой осенью профсоюз потребовал от администрации завода регулярного повышения зарплаты пропорционально росту прожиточного минимума в Санкт-Петербурге. В IV квартале 2006 г. он составлял 4450 руб. для трудоспособного населения, за прошлый год повысился на 19,5%. Кроме того, рабочие хотели самостоятельно выбирать, в какую смену им работать.

Руководство завода предложило повышение зарплат на 14–20%, дополнительный выходной к очередному отпуску, введение пособия по выслуге лет и повышение размера пособия по рождению ребенка.

Профсоюз не принял предложения администрации и призвал к забастовке. Из 1900 рабочих 1300 проголосовали “за”. В полночь 14 февраля конвейер остановился.

Администрация пыталась не пустить забастовщиков на завод, но они оттеснили охрану и прошли. Вместо того чтобы работать, они перегородили сборочный цех, потом собрались в помещении между двумя цехами и начали митинг. Выступающие говорили, как им надоело чувствовать себя рабами и что они наконец почувствовали себя свободными, рассказал один из очевидцев. В положенное время они отправились в рабочую столовую. “Сидим общаемся, люди рассказывают о своих проблемах, за день 70 человек вступили в профсоюз”, – говорит лидер профкома Алексей Этманов. По его словам, в полночь забастовку остановят, чтобы начать переговоры с администрацией.

“Мы не получали уведомления о прекращении забастовки, тем не менее сегодня в конце дня профсоюз откликнулся на предложение администрации продолжить переговоры по вопросам подписания коллективного договора. Таким образом, уже завтра могут быть назначены первые встречи. Мы рассматриваем этот шаг со стороны профсоюза как позитивное начинание по урегулированию конфликта и прекращению забастовки”, – рассказывает менеджер по связям с общественностью российского подразделения Ford Екатерина Кулиненко. По ее словам, предложения администрации остаются в силе.

Чтобы избежать дефицита машин и выполнить обязательства перед покупателями, компания импортирует Focus с других европейских заводов Ford, сообщила Кулиненко. Первая партия из 1700 автомобилей придет в Россию в эти выходные.

Администрация “Форда” считает забастовку незаконной. Во вторник вечером такое решение вынес по обращению администрации Ленинградский областной суд. Но это не заставит рабочих прекратить забастовку – ведь оно еще не вступило в силу, уточняет юрист “Дювернуа Лигал” Игорь Гущев. В течение 10 дней решение может быть обжаловано в Верховном суде, рассмотрение дел в котором может длиться до двух месяцев. Все это время к участникам акции согласно Трудовому кодексу не могут применяться дисциплинарные меры, объясняет Гущев. Профсоюз намерен обжаловать решение суда, утверждает Этманов. Пока решение суда не вступило в силу, оно не влечет никаких юридических последствий для рабочих, согласен юрист Олег Шеврин. А если сотрудники присутствуют на рабочем месте, значит, им даже нельзя поставить прогул, добавляет он.

Кулиненко финансовые потери компании от забастовки не обсуждает. По оценке руководителя направления машиностроения и транспорта по России и СНГ A.T. Kearney Евгения Богданова, недополученная выручка “Форда” за день – около $4 млн.

Региональный директор рекрутингового агентства Kelly Services по Северо-Западу Алексей Зеленцов называет требования всеволожских рабочих “чрезмерными даже в условиях перегретого рынка труда”. Профсоюз испытывает компанию на прочность, возмущается источник, близкий к “Форду”. Рабочие эксплуатируют сильную переговорную позицию, связанную с недостатком квалифицированной рабочей силы в регионе, согласен Богданов. Но они недооценивают возможности по переброске и обучению кадров из других регионов, предупреждает он. Богданов полагает, что забастовка продлится несколько дней, после чего рабочие согласятся на предложения администрации. “Завод из-за этого закрывать не будут”, – уверен эксперт.

Зеленцов не смог вспомнить, чтобы в России из-за забастовки останавливалось производство. Шеврин утверждает, что в 1998 г. при аналогичных обстоятельствах остановилось текстильное производство с иностранными инвестициями в Рязани. Тогда суд признал забастовку незаконной, после этого стороны пошли на взаимные уступки, рассказывает он.

Если суд признает забастовку незаконной, ее участники получат взыскания, им запишут прогулы, но за один прогул не уволят, считает Зеленцов. Однако последствия для забастовщиков могут быть негативными, если они, например, захотят устроиться на другие автопредприятия. У многих компаний есть правило – не брать проблемных кандидатов. Заводы в Петербурге строят Toyota, Nissan и GM. По прогнозу Зеленцова, у них не возникнет проблем с персоналом. По вакансиям новых предприятий идет огромный поток резюме, говорит рекрутер.