КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Осторожный


“Монстр идет: серия седьмая” – так один мой знакомый отреагировал на заявления топ-менеджеров мирового ритейлера номер один о том, как они заинтересованы в российском рынке. За последние пять лет представители Wal-Mart не раз приезжали в Россию, а гендиректор Wal-Mart Stores Ли Скотт еще два года назад признавался, что сеть хочет работать здесь. На этой неделе Wal-Mart вновь выступила в привычном стиле. “Местные ритейлеры экспериментируют с форматами, стремительно растут. Потребители богатеют. Все это делает Россию очень и очень привлекательной для нашего присутствия”, – заявил вице-президент корпорации Майкл Братчер.

Местные ритейлеры и правда не сидят сложа руки. По результатам 2006 г. сразу четыре из них могут занять свои строчки в ежегодном рейтинге top 250 крупнейших розничных сетей мира, составляемом Deloitte, подсчитал партнер компании Александр Дорофеев: X5 Retail Group, “Магнит”, “Евросеть” и “Эльдорадо”. Последняя, правда, не публикует отчетность, так что приходится верить ее менеджерам на слово. Выходит, что в России есть как минимум четыре розничные компании с годовыми продажами больше $2,5 млрд (нижняя строчка рейтинга).

Может, сила Wal-Mart в новом для России формате магазинов? Но и новыми форматами и мультиформатностью в России никого не удивишь: в пищевой рознице свободны от конкуренции разве что ларьки у метро, да и у тех продажи год от года падают.

Многолетняя нерешительность может стоить Wal-Mart будущих успехов на российском рынке. Если только не сработает секретное оружие: корпорация вовсе не обязательно придет в Россию с продуктовыми магазинами, допускает Братчер. Почему бы не начать с аптек или одежных магазинов? Уровень консолидации там заметно ниже, чем в пищевой рознице. В противном случае Wal-Mart рискует повторить пример Coca-Cola: в 2005 г. та купила питерского производителя соков “Мултон”. На момент сделки “Мултон” был на российском рынке номером два, и конкуренты ждали, что переход под крыло Coca-Cola с ее рекламными бюджетами и системой дистрибуции уж точно позволит “Мултону” скинуть с пьедестала “Лебедянский”. Прошло полтора года, а “Лебедянский” все там же.

“Приход Wal-Mart” все больше напоминает название для длинного детективного сериала. Финальная серия – открытие первого Wal-Mart – тоже будет, непременно. Вот только принесет ли она ожидаемые кассовые сборы?