Эволюция частного


Владимир и Екатерина Семенихины, основатели фонда “Екатерина”, – одни из самых активных коллекционеров нового поколения. Их собрание русского искусства приобреталось в течение 10 лет, с размахом и увлеченно. По крайней мере, такое впечатление складывается на выставке. Причем в данный момент в новом выставочном зале иллюстрируют эволюцию русского искусства ХХ в. 75 достойных произведений, а всего их в коллекции Семенихиных – более 500.

Тема для выставки выбрана, пожалуй, излишне мудреная и широкая, прямо-таки музейная, требующая исследовательской работы и большего материала, чем содержание одной даже очень большой частной коллекции. Но надо же было как-то объединить беспредметные композиции Любови Поповой и Варвары Степановой с “Советской физкультурой” соцреалиста Александра Самохвалова, перейти от них к шестидесятникам-нонконформистам, соц-арту, концептуалистам, Кулику, Дубосарскому & Виноградову, Кошлякову и закончить стремительный пробег по истории отечественного искусства портретом лучезарно улыбающихся голопузых беременных, выписанных Керимом Рагимовым в стиле нового гламурного фотореализма так ярко, что на их фоне советские физкультурницы кажутся бледными и депрессивными. То есть хотелось продемонстрировать под разумным и серьезным предлогом качество, уровень и ассортимент приобретенных коллекционерами художественных ценностей. И вот это вполне удалось.

На выставке почти нет работ, незнакомых зрителю, прилежно следящему за движением современного искусства. Кажется даже, что Семенихины купили все, что за последние годы запомнилось и понравилось. Чучело теннисистки Олега Кулика и его же скрюченного “Космонавта”. Нежнейшее видео Виктора Алимпиева и завораживающие инсталляции Айдан Салаховой. Безумный праздник десантников, эпически воспетый в фотографиях Сергея Браткова. Смешную карикатурную картину Константина Звездочетова “Битва российских с советскими”. Обязательную для всех ретроспектив соц-арта скульптуру Александра Косолапова – рабочий и колхозница эволюционируют в Микки и Минни Маусов.

Есть в фонде “Екатерина” музейного уровня картины Эрика Булатова, Эдуарда Штейнберга и Виктора Пивоварова. В общем, там находится полный джентльменский набор, необходимый для маленького музея отечественного модернистского, постмодернистского и современного искусства.

Семенихины не только разумно собирают искусство, но и активно живут в нем – сотрудничают с музеями, организуют с ними большие выставки, часто их сами и инициируют и, разумеется, спонсируют. Самая памятная, конечно, – грандиозный “Бубновый валет”, показанный сначала в Монако, потом в Русском музее и Третьяковке. И свой новый выставочный зал коллекционеры видят как действующую публичную экспозиционную площадку, где будут проходить различные выставки, и не только на основе хозяйских фондов.

В общем, если писать портрет образцово-показательного коллекционера нашего времени, то основатели “Екатерины” могли бы для него позировать. Известны, конечно, меценаты и покруче, враз выкладывающие миллионы, есть и тонкие эстеты, владеющие очень изысканными, тщательно продуманными тематическими собраниями. Коллекция Семенихиных обширна, но логика и система в ней есть, личные пристрастия владельцев угадываются. Плюс к этому – налаженные контакты с государственными музеями и собственная хорошо оборудованная выставочная площадка, ориентированная на текущую художественную жизнь (нынешняя выставка проходит в рамках 2-й Московской биеннале современного искусства). Похоже, придраться не к чему.