Мобильный миллиард


В России, как и в мире, лидером по количеству проданных телефонов осталась Nokia – по оценке IDC, финская компания заняла в прошлом году 25,1% рынка. 2-е место занял Samsung (21%), 3-е – Motorola (16,4%), 4-е – BenQ-Siemens (14,1%) и 5-е – Sony Ericsson (12,1%). Sony Ericsson укрепляет позиции, а BenQ-Siemens, наоборот, теряет долю рынка, отмечает Кирсанова. Глава российского подразделения BenQ Mobile Сергей Яковлев связывает потерю рынка с перебоями в поставках телефонов, вызванными введением внешнего управления на закрывающемся заводе Siemens в Германии. Он прогнозирует, что в 2007 г. доля BenQ-Siemens в России еще снизится до 10%, но затем падение прекратится. Поставки телефонов будут полностью восстановлены, как только логистика BenQ Mobile будет переведена в Азию, обещает Яковлев: отныне все телефоны BenQ-Siemens будут поставляться с завода в Шанхае.

Аналитическая компания Gartner Group опубликовала результаты исследования рынка мобильных телефонов за прошлый год. По ее оценке, в 2006 г. в мире было продано 990,8 млн трубок – на 21,3% больше, чем годом ранее. Примерно такими же темпами – на 21% – рынок будет расти и в этом году, прогнозирует Gartner. Компания ожидает, что за год производителям удастся продать рекордные 1,2 млрд трубок, а основной рост придется на быстро развивающиеся рынки Китая и Индии.

А вот в России продажи начали снижаться еще в прошлом году. С этим соглашаются все эксперты, хотя цифры называют разные. По данным аналитика IDC Ксении Кирсановой, в 2006 г. в нашей стране было продано 29,3 млн трубок – на 8,2% меньше, чем годом ранее (31,9 млн). Российские Mobile Research Group (MRG) и J’son & Partners оценивают объем прошлогодних поставок телефонов в Россию в 31,2 млн и 31,6 млн соответственно. “Уровень проникновения сотовой связи высокий (в конце января, по оценке ACM-Consulting, количество действующих sim-карт составляло 105% от населения России. – “Ведомости”), новых абонентов в общей доле пользователей сотовой связью все меньше и меньше, и основным двигателем рынка становится замена телефонов”, – констатирует Кирсанова.

Правда, российский рынок сократился лишь по количеству проданных телефонов – в денежном выражении он вырос. Если в 2005 г. участники рынка заработали на продаже телефонов, по оценке аналитика J’son & Partners Сергея Савина, $5,5 млрд, то в прошлом – $6 млрд. В 2006 г. россияне стали приобретать более дорогие телефоны: например, доля трубок по цене выше $200 выросла за год более чем на 10%, объясняет Кирсанова.

MRG лидером российского рынка в 2006 г. называет компанию Samsung, отводя ей 26,19%, а Nokia – 24,86%. Тем не менее большинство дилерских сетей свидетельствуют: продажи Nokia шли лучше. “1-е место занимает Nokia, хотя ее продажи практически паритетны с продажами Samsung”, – говорит PR-директор “Цифрограда” Татьяна Москалева. Она замечает, что Sony Ericsson активно расширяет линейку продуктов и может выдвинуться на 3-е место по продажам в России, если Motorola не предложит “достаточное количество интересных моделей”. Nokia доминировала в структуре продаж Dixis (41%) и “Беталинка” (39%). И даже “Евросеть”, которая с августа продает телефоны Nokia только по настоятельному требованию покупателей (дилер обижен на Nokia за отказ поставлять ему новейшие модели и предоставить статус дистрибутора в СНГ), была вынуждена признать: финский производитель остался лидером на российском рынке. “По нашим прогнозам, в 2007 г. в России будет продано 28 млн телефонов на $6 млрд, а лидером с отрывом не менее 5% может стать Samsung”, – говорит пресс-секретарь “Евросети” Очир Манджиков.