В обход проливов


Путин вчера пригласил в будущий нефтепровод каспийскую нефть, таким образом, маршрут Бургас – Александруполис становится прямым конкурентом маршрута Баку – Тбилиси – Джейхан. Но у трубы Бургас – Александруполис есть преимущества, считает Максим Шеин из инвесткомпании “Брокеркредитсервис”: она короче, расположена удобнее для поставок в Западную Европу и проходит через политически стабильные страны.

Вчера в Афинах подписано межправительственное соглашение Болгарии, Греции и России о строительстве нефтепровода Бургас – Александруполис. Греческий чиновник заявил в интервью FT, что трубопровод может быть завершен в 2010 г. Длина его составит 285 км, пропускная способность – 35 млн т с возможностью повышения до 50 млн т, стоимость проекта – 1 млрд евро. России будет принадлежать 51,7% акций консорциума по управлению трубопроводом, Болгарии и Греции – по 24,15% (подробнее см. на стр. Б3). Присутствовавший при подписании президент России Владимир Путин пообещал, что только Болгария будет получать доход от транзита нефти по трубопроводу в объеме до $2,5 млрд.

Ратификация соглашения в греческом и болгарском парламентах, скорее всего, пройдет безболезненно: в этих странах нет крупных политических сил, выступающих против проекта, полагает директор Центра сравнительных политических исследований Института экономики РАН Борис Шмелев.

Идею нефтепровода по маршруту Бургас – Александруполис еще в 1994 г. предложила Греция, но страны долго спорили о структуре собственности. Болгария и Греция считали, что участники консорциума по управлению трубопроводом должны иметь по трети его акций, Россия требовала себе контрольный пакет и налоговые льготы российским компаниям, участвующим в проекте. Дело сдвинулось с мертвой точки осенью 2006 г.: страны подписали в Афинах декларацию о сотрудничестве в энергетической сфере, а затем греки и болгары согласились оставить контрольный пакет за Россией.

Борьба за проливы Босфор и Дарданеллы всегда была важнейшим направлением российской внешней политики. Новым соглашением Россия несколько ослабляет зависимость от Турции, однако их роль по-прежнему огромна: и по окончании строительства нового нефтепровода через них будет идти значительная часть экспортной нефти и большое количество сухих грузов, говорит Шмелев.

Ни Бургас – Александруполис, ни Баку – Тбилиси – Джейхан по объемам и по себестоимости транспортировки не конкурируют с проливами, уверен президент Института энергетической политики Владимир Милов, он называет оба нефтепровода плодом усилий любителей геополитических игр. Объем перевозок только российской нефти через Босфор и Дарданеллы составляет 60–70 млн т в год, но правительство Турции ограничивает водоизмещение и количество танкеров.

США хотя и поддерживают другой маршрут транспортировки нефти от Бургаса – до албанского глубоководного порта Влера, против российского проекта не возражают: в понедельник в Афинах представитель госдепартамента США Мэтью Брайз поддержал его. Его волнует не нефть, а газ, и он предложил Греции переориентироваться с “Газпрома” на Азербайджан.

Схожее мнение у Катинки Бариш из лондонского Центра европейской реформы: новый российский нефтепровод не будет рассматриваться в ЕС как серьезная угроза энергетической безопасности в отличие от российских газовых проектов, которые вызывают реальную обеспокоенность. В частности, ответвление от газопровода “Голубой поток”, сейчас доходящего до Турции, но в перспективе способного снабдить газом Южную Европу и даже Израиль.

Если проект Бургас – Александруполис состоится, Россия резко укрепит позиции в энергетическом диалоге с Евросоюзом по всему спектру вопросов, уверен Александр Рар из германского Совета по внешней политике.

Но использовать это влияние, чтобы помешать европейским проектам транспортировки энергоносителей в обход России, таких как газопровод Nabucco (из Турции в Австрию; будет заполняться среднеазиатским газом), не получится: ни Болгария, ни Греция не пойдут на явный подрыв стратегии энергобезопасности ЕС, считает Бариш. Но премьер-министр Венгрии Ференц Дюрчань уже заявил в понедельник в интервью International Herald Tribune, что поддерживает присоединение Венгрии к ответвлению “Голубого потока”, и назвал трубу Nabucco, пересекающую Венгрию, “отдаленной мечтой”.

Зато позиции России на переговорах с Турцией усилятся, поскольку Анкара теряет свои монопольные позиции в транзите российской нефти, заключает Шеин.